14.03.2022
«Путешествие в мир народных
промыслов»
Конспект нод в
подготовительной группе
образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Цель: развитие творческих
способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.
Задачи:
1. Учить различать и называть знакомые народные промыслы России: «Дымка»,
«Хохлома», «Гжель» и их характерные особенности; самостоятельно выбирать колорит росписи в
зависимости от основного тона.
2. Развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать
детали на заданной площади.
3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный:
Дымковские игрушки, хохлома-посуда; гжель-посуда (иллюстрации)
Раздаточный:
краски, кисти, салфетки, непроливайки, палитры, трафареты.
Предварительная
работа:
Знакомство с
изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Гжель»). Рассматривание и
рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о
народных промыслах. Беседы.
Методические приемы:
Рассказывание рассмотреть изделия народных промыслов,
организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные
композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.
Ход:
Ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного,
встреча с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.
Входим в сенсорную комнату,
которая украшена изделиями народных
промыслов, а так же работами декоративно-прикладного искусства и предлагаю детям присесть на ковер и
послушать сказку:
Жила-была
в одном селе девушка, и прозвали ее –
Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки
лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься. Прослышал о Марьи
Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство.
Налетел, схватил ее и понес! А Марья
Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на
память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и
мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на
весь мир.
И упало одно перышко (украшено узорами дымки)
в село Дымково.
Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера?
(Выслушать ответы детей)
У меня
на мольберте находятся разные изделия. Кто мне подскажет, где здесь дымковские
игрушки? (выходит ребенок).
-Какую краску использовали дымковские мастера для
создания узоров?
- Кто мне подскажет, какие элементы узора
использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые
линии, мазки).
К нам сегодня приехали, гости из села
Дымково. Давай те пригласим их и попросим рассказать нам о дымковской росписи. Дети читают стихотворения о дымковской
росписи.
Ещё одно пёрышко (желтого цвета) упало в Нижегородскую область, в деревню
с веселым название Хохлома.
-А что же это засело
такое, и чем оно знаменито?
- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды:
смородина , клубника, гроздья рябин. Травка , завитки ,листья , цветы). - Что отличает эти изделия от других? (Хохлома,
сделана из дерева).
- Скажите, на каком фоне расписаны
и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).
- Молодцы.
Ой, ребята посмотрите третье
перышко (сине – голубого цвета). И куда оно попало, вы узнаете, отгадав загадку:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты
откуда?
Видно издали
пришла
И цветами
расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными,
красивыми. (Гжель)
- Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи
именно синие цвета?
Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в
России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
- Что же мастера рисовали на
посуде, что бы она получилась такой чудесной?
(Рисовали на посуде узоры из цветов,
капелек, полосочек, сеточек).
Вот и еще одно перышко и прилетело оно ребята в наш детский сад и
превратились в нём дети в народных мастеров из
сёл - Дымково, Хохломы и Гжели. Я предлагаю вам сейчас выбрать
круг того цвета мастером какого промысла вы бы хотели стать. И так мы с вами разделились на три группы
мастеров. Далее приглашаю детей в изостудию.
Сейчас мы и вспомним, как рисуются элементы дымковской, хохломской
росписи и гжели. Каждая группа показывает элементы росписи на мольберте. (Помощь педагога при рисовании
элементов).
Теперь вы можете выбрать
изделие и расписать его самостоятельно. Дети выбирают себе подготовленный
шаблон, и проходят к столам, где заранее приготовлен раздаточный материал, и
начинают свою работу. Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши
глазки.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Мастера, вы можете приступать к работе.
Самостоятельная работа под спокойную музыку.
В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой
детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и
яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы! Жар птица вам
передала угощения.