УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
На данный момент дети с ОВЗ в МБДОУ « Детский сад № 15 "Радуга" - отсутствуют. |
Реабилитация людей с ограниченными
возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и
приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в
части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов
и маломобильных групп населения.
В
соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения
относятся:
·
Инвалиды с поражением опорно-двигательного
аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
·
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
·
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
·
Временно нетрудоспособные
·
Беременные женщины
·
Люди с детскими колясками
·
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная
(доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с
учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с
особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы
является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной
окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие
способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки
такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая
жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность
информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание
доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только
государственного, но и международного значения. В настоящее
время государственная политика нашей страны направлена на поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно
образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует
ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики
является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с
ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом
особенностей их психофизического развития.
Предметно-развивающая
среда. В современном образовании поставлена цель - обеспечить
доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс
таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с
разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В
группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения
условных обозначений категорий инвалидов:
·
Инвалиды с нарушением слуха
·
Инвалиды с нарушением зрения
·
Инвалиды с нарушением интеллекта
·
Инвалиды на кресле-коляске
·
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного
аппарата
Предметно-развивающая среда -
это система материальных объектов деятельности детей, функционально
моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому
педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению
развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда
должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но
самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и
самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя
из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
Помимо
этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
·
закономерности психического развития,
·
показатели здоровья дошкольников,
·
психолого-физиологические особенности,
·
уровень общего развития,
·
коммуникативные особенности и речевое развитие,
·
эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию
специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная
среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует
наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его
склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции
образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При
построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются
следующие принципы:
1. Принцип
развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния
биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип
психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата
общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип
взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель
как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип
доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка,
доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в
сотрудничестве.
6. Принцип
обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать
их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип
здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического
комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка.
РОДИТЕЛЯМ
ВАЖНО ЗНАТЬ! · дошкольное
воспитание; · внешкольное
воспитание и образование; · среднее общее
образование; · среднее
профессиональное образование; · высшее
профессиональное образование. Если ребенок-инвалид не может посещать специальное
общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является
заключение лечебно-профилактического учреждения. Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту
жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет
учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами
из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную
помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет
промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию
документ государственного образца о соответствующем образовании. Родители (законные представители) могут при домашнем обучении
дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных
учреждений.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство
обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида):
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего
типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в
специальные дошкольные учреждения.