Служба
медиации в ДОУ
В современном мире конфликты неизбежны. Они могут
возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития.
Иногда, невольные конфликты из-за банального непонимания и разницы во взглядах
возникают даже между взрослыми – педагогами и родителями/законными
представителями.
Разрешать конфликты самостоятельно конструктивно и
результативно оказывается сложно, а иногда непосильно даже взрослым.
В таких случаях, и им подобным ГОТОВЫ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ
ЧЛЕНЫ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 №
193-ФЗ, под процедурой медиации понимается способ
урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного
согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор - независимое
лицо, которое выступает в качестве посредника в урегулировании конфликта и
помогает разрешить ситуацию в интересах конфликтующих (каждого конфликтующего).
В процессе медиации конфликтующие
(или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий (медиатор)
создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения
договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы.
Служба медиации - эта служба,
состоящая из работников образовательной
организации.
Вы должны знать, что основными принципами
медиации являются:
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
Вы участвуете во встрече добровольно, Вас никто не
принуждает к участию в процедуре медиации. Вы вправе отказаться от участия в
медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
- ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
Медиатор предоставит Вам всю необходимую информацию о
сути медиации, ее процессе и правах участников медиации.
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Медиатор или служба медиации не имеют право разглашать
информацию о процессе медиации. Исключение составляет информация, связанная с
возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления, при выявлении
этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация
будет разглашена.
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И МЕДИАТОРА
Медиатор несет ответственность за ход встречи, за
соблюдение участниками принципов и правил медиации. Ответственность за
результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не
может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- НЕЙТРАЛЬНОСТЬ МЕДИАТОРА
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их
стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может
сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или
прекратить медиацию.
Таким образом, если Вы добровольно согласились
участвовать в процессе медиации, то специально обученный человек – медиатор,
будет содействовать вам в разрешении конфликта, как третья нейтральная сторона.
Медиатор НЕ будет осуждать Вас, НЕ
будет разглашать информацию, полученную от участников процесса
медиации ни директору, ни полиции, НИКОМУ.
Медиатор будет только ПОМОГАТЬ конфликтующим
сторонам договориться и прийти к взаимовыгодному решению.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы
медиации
· Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
· Федеральный
закон от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования
споров с участием посредника
· Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р
· Указ
Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012 - 2017 годы"
·
Главная цель медиации – превратить детский сад в
безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного
процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т.д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем,
снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой
практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона,
называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация
нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт,
выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать
детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды,
корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в
разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так
и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет
выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и
видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения
конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается
необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора,
где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны
реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Процедуру медиации можно условно разбить на несколько
этапов:
1.
Вступительное слово медиатора. Выработка общих правил
общения, проверка на добровольность вступления в процедуру,
2.
Презентация сторон. Каждой стороне отводиться равное
количество времени.
3.
Дискуссия,
4.
Выработка решений,
5.
Принятие решения, соглашение.
В общем, можно сказать следующее:
чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали
возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их
мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из
условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация,
конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако
благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов.
Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких
последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не
стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Памятка службы
медиации.
Служба медиации это:
1. Разрешение конфликтов силами детского сада.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные
ситуации.
3. Профилактика ранней дезадаптации.
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо
подойти к руководителю службы медиации. После этого с каждым из
участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения
к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий
программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждаются следующие
вопросы:
каковы последствия ситуации для обеих сторон;
каким образом разрешить ситуацию;
как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению
ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила:
1. Поскольку каждый человек имеет право высказать
свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому
участнику.
2. На встрече нужно воздержаться от ругани и
оскорблений.
3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся
информация о происходящем на встрече не разглашается.
4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или
просить индивидуального разговора с ведущим программы.