22.05.2020
Пояснительная записка
Изобразительное
творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок
рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности,
открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом
прекрасном мире.
Основной целью
современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие
личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих
перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть
которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием
материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных
способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские
разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный
на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я
заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности
в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и
творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников
происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Радуга красок »
направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития
детей. Рисование необычными материалами, техниками позволяет детям ощутить
незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке
веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то
, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
В настоящее время
возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности
в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и
понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство
приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на
основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается
творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к
выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает
творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи,
связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать,
творить.
Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная
возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное,
самовыражаться.
Нетрадиционные техники
рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения,
проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в
творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.
Творчество для детей это
отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного
пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Цель:
Развивать у детей
творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1.Познакомить с
различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования с
использованием различных изобразительных материалов.
2.Прививать интерес и
любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений,
приобщения к миру прекрасного.
3.Отслеживать динамику
развития творческих способностей и развитие
изобразительных навыков
ребенка.
4.Создавать все
необходимые условия для реализации поставленной цели.
Методы проведения занятия:
-словесные (беседа, художественное
слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Режим занятий:
Количество занятий в
неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 60 занятий (октябрь – май).
Длительность занятия - 20 мин
Форма занятий -
тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой
работы.
Формы подведения итогов
в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок
детских работ
- Проведение открытого
мероприятия
Возраст детей: Средний возраст 4 – 5 лет. Количество
детей 10 человек.
Ожидаемый результат:
посредством данной
работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой
моторики рук;
- обострению тактильного
восприятия;
- улучшению
цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня
воображения и самооценки.
- расширение и
обогащение художественного опыта.
- формирование
предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы
действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- сформируются навыки
трудовой деятельности
-активность и
самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые
способы для художественного изображения;
-умение передавать в
работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация этой работы
поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который
изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Учебный план на 2019 – 2020 учебный год 4 - 5 лет
Месяц, день недели |
Название темы работ |
Цель |
Материал |
Сентябрь . |
Организация детей. Беседы с родителями |
|
|
Октябрь (1 неделя) Пятница |
«Грибы» (акварель + гуашь) |
Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения. |
Муляж гриба. Половинки альбомных листов, простые карандаши, акварель, гуашь, кисти,
баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка). |
Октябрь Пятница |
«Волшебное дерево» (рисование ладошкой) |
закрепить знания детей о нетрадиционных художественно - графических техниках рисования, показать их выразительные возможности; побуждать детей передавать особенности волшебных цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета; воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач; совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию; продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей прилагательные; развивать эмоционально - чувственную сферу детей. |
квадрат белой бумаги, гуашь, кисти разного размера, банка с водой, простой карандаш, салфетки. Панно «Волшебное дерево». Музыкальное сопровождение. |
Октябрь Пятница |
Городецкая роспись «Волшебная тарелочка – цветы и ягоды» (рисование пальчиком) |
Знакомить детей с посудой, расписанной в стиле хохломской росписи. Воспитание интереса к народному искусству. Развитие умения видеть красоту в предметах быта. Закрепление представлений об элементах хохломской росписи. |
тарелка, украшенная узорами хохломской росписи и белая тарелка, гуашь, салфетки. |
Октябрь Пятница |
«Веселый городок» (печать с аппликацией) |
Закрепить умение детей сочетать рисование с аппликацией, располагая рисунок по всему листу. Развивать воображение. |
Альбомный лист, гуашь, кисточки для краски и клея, клей, силуэты домов из цветной бумаги, салфетки, вода. |
Ноябрь Пятница |
«Осенние листочки» (пластилинография) |
Систематизировать знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период; - обучать приемам работы с пластилиновой техникой. - развивать мелкую моторику рук; - развивать умение производить точные движения пальцами рук; - развивать творческие способности. - воспитывать интерес и бережное отношение к природе; |
Трафарет осенний листьев, пластилин, влажные салфетки. |
Ноябрь Пятница |
«Осенний букет» (кляксография) |
Учить рисовать осенние цветы с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности. |
Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка. |
Ноябрь Пятница |
«Многоцветие Дымки» (знакомство с Дымковской игрушкой) |
Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус. |
В качестве материала для работы использовались различные дымковские игрушки: животные, птицы, куклы и их изображения; картинки с изображением дымковских мастеров за работой; фланелеграф, геометрические фигуры для выкладывания узоров (полосы, круги, овалы, кольца); мольберт для демонстрации картинок; салфетка. |
Ноябрь Пятница |
«Первый снег» (печатки из салфеток) |
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания
или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Листы голубого цвета, коричневая и белая гуашь, салфетки, вода, кисточки |
Декабрь (1 неделя) Пятница |
Жар – птица (рисование ладошкой) |
Познакомить детей с техникой рисования. Развивать чувство цвета и композиции. |
Образец. Тонированная бумага светлых тонов, гуашь, кисточка. |
Декабрь (2 неделя) Пятница |
Ангелочек (рисование ладошкой) |
Закрепить навыки рисования ладошкой, кисточкой. Развивать умение рисовать тонкие линии. |
Образец. Тонированный лист бумаги светлого тона, гуашь, кисточка. |
Декабрь Пятница |
Снежные коты (рисование поролоном) |
Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Образец. Тонированные листы светлых тонов, белая, черная, красная гуашь, кисточки. |
Январь (2 неделя) Пятница |
Зимнее дерево (рисование солью) |
Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами. Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой. |
Образец, ½ альбомного листа голубого цвета, клей ПВА, кисточка для клея, соль мелкая, ватные палочки,
белая гуашь. |
Январь (3 неделя) Пятница |
Веселый Снеговик (ватопластика) |
Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. |
Образец, плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, вата, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце. |
Январь (4 неделя) Пятница |
Тарелочка (Гжельская роспись) |
Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и располагать его на круге, заполняя середину и края тарелочки. Закреплять умение рисовать кистью и красками; Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие |
Образцы росписи тарелочки. Гжельская керамика, таблицы с элементами гжельской росписи, белые
тарелочки для росписи, тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь синего, белого
цвета, баночки с водой |
Февраль (1 неделя) Пятница |
Зимняя сказка (знакомство с техникой граттаж) |
познакомить детей с техникой «граттаж», дать понятие о контрастных цветах;
продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, зрительное
восприятие; способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. |
Картинки для демонстрации, готовые тонированные листы в технике граттаж, острые палочки. |
Февраль (2 неделя) Пятница |
Морозные узоры (рисование солью) |
Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами. Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы. |
Образец рисунка, цветной картон темных тонов, клей, ватные палочки, соль, конверт с письмом от Деда Мороза, картинка с изображением морозных
узоров, зимняя музыка. |
Февраль (3 неделя) Пятница |
Подводное царство (тонирование листа) |
Продолжить знакомить детей с техникой «граттаж», продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, зрительное
восприятие; |
Белые листы, восковые мелки, черная гуашь, кисточки. |
Февраль (4 неделя) Пятница |
Цветы для зимушки зимы (оттиск пробкой) |
Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; Формировать чувства композиции и ритма; Воспитывать аккуратность в работе с гуашью; Вызывать желание дарить подарки и делать приятное; Развивать коммуникацию и речевые навыки. |
Образец. Альбомный лист, гуашь холодных тонов, палитра, кисточки, пробки. |
Март (1 неделя) Пятница |
Солнышко для мамочки («воздушные» краски) |
Познакомить детей с новой техникой рисования. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Будить воображение, развивать фантазию. |
Образец. Белый картон круглой формы, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, жидкое тесто желтого и красного цвета, салфетки. Микроволновка для просушки поделок. |
Март Пятница |
Тюльпаны (рисование вилкой) |
Познакомить с новой техникой изображения цветов. |
Образец. Фото с изображением тюльпана листы А4, акварель, вилка пластмассовая, кисти, стаканчики с одой. |
Март Пятница |
Мимоза для мамы (рисование мятой бумагой) |
Учить рисовать мятой
бумагой Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный
вкус. |
Образец. Лист формата А4,бумага,акварель, кисти, стаканчики с водой. |
Март Пятница |
Коллективное творчество «Золотая рыбка» (ватная палочка) - шаблон |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными алочками). Сформировать умение самостоятельно выбирать
цветовую гамму красок; Закрепить приемы рисования разными знакомыми
материалами, выбирая их по своему желанию и настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; Совершенствовать зрительно-двигательную координацию.
Воспитывать чувство отзывчивости к чужим переживаниям, желание помочь; |
Образец. Контур золотой рыбки на альбомных листах, гуашь, ватные палочки, емкости с водой на каждый стол, влажные тканевые салфетки для рук по количеству детей. |
Апрель Пятница |
«Ёжик» (техника тычок – рисование жесткой кистью) |
Учить рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию,
любовь к природе. |
игрушка-ёжик, -1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа; - гуашь коричневого цвета; - фломастер на каждого ребёнка; - кисточки для рисования; образец: на одном только контур ежа, картинка ёж. |
Апрель Пятница |
«Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном) |
1 Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную
фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). 2 Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их тносительную величину, расположение,
цвет. 3 Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии
с размером листа. 4 Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. |
детские игрушки: кукла, мяч, барабан, юла, конь-качалка, чебурашка, машина, собака, медведь, заяц, матрешка, воздушный шар, альбомный лист; простой карандаш; набор гуашевых красок; 2 кусочка поролоновой губки; тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка; медальоны на ленточках с изображением разных игрушек для игры. |
Апрель Пятница |
Космос Рисование по трафарету солью |
Учить передаче образа космического пространства в технике печати
по трафарету (звезды в космосе, научить рисовать с помощью соли. |
Лист бумаги формата А4, соль,трафарет |
Апрель Пятница |
«Дружок» (пластилинография) |
Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя
нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином. |
-Картон разного цвета с силуэтом щенка -набор пластилина -простой карандаш -стека -салфетки для рук |
Май Пятница |
Салют (акварель или гуашь, восковые мелки) |
Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать
салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный
вкус. |
Краски акварель или гуашь,стаканы с водой, кисти, салфетки, клеенки, листы бумаги А4,восковые мелки |
Май Пятница |
Божья коровка на цветке (Ватопластика) |
Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. |
Картон квадратной формы, гуашь, кисточки, силуэты божьих коровок вырезанных из белой бумаги. |
Май Пятница |
Итоговая выставка рисунков за год (несколько работ рисунков
каждого ребенка) |
Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные
высказывания и выбор понравившихся рисунков. |
|
Список использованной литературы
1.Акуненок Т.С.
Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование.
– 2010 - №18
2.Давыдова Г.Н.
Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3.Давыдова Г.Н.
Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий
2003»,2013.
4. Казакова Р.Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий.– М., 2007
5.Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.
//Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6.Лыкова И. А.
Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
7.Лебедева Е.Н.
Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8.Никитина А.В.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты
занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
9.Цквитария Т.А.
Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ
Сфера,2011.
10. Швайко Г. С. Занятия
по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.