Кружок «Нетрадиционные техники рисования с детьми 4 – 5 лет для развития их творческих способностей» 2019 – 2020 год

22.05.2020

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

  Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

  Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,

развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в

рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.

Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

1.Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник

рисования с использованием различных изобразительных материалов.

2.Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3.Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие

изобразительных навыков ребенка.

4.Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Методы проведения занятия:

-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

- практические

- игровые

Режим занятий:

Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 60 занятий (октябрь – май). Длительность занятия - 20 мин

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

- Проведение выставок детских работ

- Проведение открытого мероприятия

Возраст детей: Средний возраст 4 – 5 лет. Количество детей 10 человек.

Ожидаемый результат:

посредством данной работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация этой работы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

 

 

 

 

 

 

Учебный план на 2019 – 2020 учебный год 4 - 5 лет

 

Месяц,

день недели

 

Название темы

работ

 

Цель

Материал

Сентябрь

.

 

Организация детей.

Беседы с

родителями

   

Октябрь

(1 неделя)

Пятница

 

«Грибы» (акварель

+ гуашь)

 

Учить детей рисовать с

натуры предметы, состоящие

из овала и полуовала;

создавать простую

сюжетную композицию.

Закреплять умение убирать

излишки воды на кисточке

тряпочкой. Продолжать

учить имитировать движения

в соответствии с текстом

стихотворения.

 

Муляж гриба.

Половинки альбомных листов, простые карандаши, акварель, гуашь, кисти, баночки с

водой, тряпочки (на

каждого ребенка).

 

Октябрь
(2 неделя)

Пятница

 

«Волшебное

дерево» (рисование

ладошкой)

 

закрепить знания детей о

нетрадиционных

художественно -

графических техниках

рисования, показать их

выразительные

возможности; побуждать

детей передавать

особенности волшебных

цветов, добиваясь

выразительности с помощью

цвета; воспитывать умение

находить нестандартные

решения творческих задач;

совершенствовать мелкую

моторику рук и

зрительно – двигательную координацию; продолжать

работу по обогащению

словарного запаса,

активизировать в речи детей

прилагательные; развивать

эмоционально - чувственную

сферу детей.

   

квадрат белой бумаги, гуашь, кисти разного

размера, банка с водой, простой карандаш, салфетки.

Панно «Волшебное

дерево».

Музыкальное

сопровождение.

 

Октябрь
 (3неделя)

Пятница

 

Городецкая роспись

«Волшебная

тарелочка – цветы и

ягоды» (рисование

пальчиком)

 

Знакомить детей с посудой,

расписанной в стиле

хохломской росписи.

Воспитание интереса к

народному искусству.

Развитие умения видеть

красоту в предметах быта.

Закрепление представлений

об элементах хохломской

росписи.

 

тарелка, украшенная

узорами хохломской

росписи и белая тарелка, гуашь, салфетки.

 

Октябрь
 (4неделя)

Пятница

 

«Веселый городок»

(печать с

аппликацией)

 

Закрепить умение детей

сочетать рисование с

аппликацией, располагая

рисунок по всему листу.

Развивать воображение.

 

Альбомный лист,

гуашь, кисточки для

краски и клея, клей,

силуэты домов из

цветной бумаги,

салфетки, вода.

 

Ноябрь
(1неделя)

Пятница

«Осенние

листочки»

(пластилинография)

 

Систематизировать знания

детей о многообразии

деревьев и особенностях

изменений внешнего вида в

осенний период;

- обучать приемам работы с

пластилиновой техникой.

- развивать мелкую

моторику рук;

- развивать умение

производить точные

движения пальцами рук;

- развивать творческие

способности.

- воспитывать интерес и

бережное отношение к

природе;

 

Трафарет осенний

листьев, пластилин,

влажные салфетки.

 

Ноябрь
(2 неделя)

Пятница

 

«Осенний букет»

(кляксография)

 

Учить рисовать осенние цветы с использованием техники «кляксография».

Развивать интерес к художественной

деятельности.

 

Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист,

соломка для коктейля, кисточка, тряпочка.

 

Ноябрь
(3неделя)

Пятница

 

«Многоцветие

Дымки»

(знакомство с

Дымковской

игрушкой)

 

Познакомить детей с одним

из видов народного

декоративно-прикладного

искусства – дымковской

глиняной игрушкой; учить

выделять элементы росписи,

ее колорит, мотивы и композицию узора на

изделиях; развивать

эстетический вкус.

 

В качестве материала

для работы использовались

различные дымковские

игрушки: животные,

птицы, куклы и их

изображения; картинки с

изображением дымковских мастеров

за работой; фланелеграф,

геометрические фигуры для выкладывания узоров

(полосы, круги, овалы, кольца);

мольберт для

демонстрации

картинок; салфетка.

 

Ноябрь
(4 неделя)

Пятница

 

«Первый снег»

(печатки из

салфеток)

 

Закреплять умение рисовать

деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

 

Листы голубого цвета, коричневая и белая гуашь,

салфетки, вода, кисточки

 

Декабрь

(1 неделя)

Пятница

Жар – птица

(рисование

ладошкой)

 

Познакомить детей с

техникой рисования.

Развивать чувство цвета и

композиции.

 

Образец.

Тонированная бумага

светлых тонов, гуашь, кисточка.

 

Декабрь

(2 неделя)

Пятница

Ангелочек

(рисование

ладошкой)

 

Закрепить навыки рисования

ладошкой, кисточкой.

Развивать умение рисовать

тонкие линии.

 

Образец.

Тонированный лист

бумаги светлого тона, гуашь, кисточка.

 

Декабрь

(3 неделя)Хочу такой сайт

Пятница

Снежные коты

(рисование

поролоном)

 

Закрепить данные навыки

рисования. Развивать

чувство композиции.

Воспитать у ребенка

художественный вкус.

 

Образец.

Тонированные листы

светлых тонов, белая,

черная, красная

гуашь, кисточки.

 

Январь

(2 неделя)

Пятница

Зимнее дерево

(рисование солью)

 

Совершенствовать умения и

навыки в рисовании

нетрадиционными

материалами.

Вызвать интерес к созданию

образа морозных узоров

нетрадиционной техникой.

 

Образец, ½

альбомного листа

голубого цвета, клей ПВА, кисточка для клея, соль мелкая, ватные палочки, белая гуашь.

 

Январь

(3 неделя)

Пятница

Веселый Снеговик

(ватопластика)

 

Упражнять в комбинировании двух различных техник при

объёмном изображении

выразительных образов

снеговиков.

 

Образец, плотная бумага серого, голубого и других

цветов или цветной

картон, вата, кусочки

цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос

морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце.

 

Январь

(4 неделя)

Пятница

Тарелочка

(Гжельская

роспись)

 

Закрепить умение составлять

узор по мотивам гжельской

росписи и располагать его на

круге, заполняя середину и

края тарелочки. Закреплять

умение рисовать кистью и

красками; Развивать

художественный вкус,

эстетическое восприятие

 

Образцы росписи

тарелочки. Гжельская керамика, таблицы с элементами гжельской росписи, белые тарелочки для росписи, тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь синего, белого цвета, баночки с водой

 

Февраль

(1 неделя)

Пятница

Зимняя сказка

(знакомство с

техникой граттаж)

 

познакомить детей с техникой «граттаж», дать понятие о контрастных цветах; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к

изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, зрительное восприятие; способствовать проявлению творческой

самостоятельности и активности, приобщать к

красоте природы.

 

Картинки для демонстрации, готовые

тонированные листы в технике граттаж, острые палочки.

 

Февраль

(2 неделя)

Пятница

Морозные узоры

(рисование солью)

 

Совершенствовать умения и

навыки в рисовании

нетрадиционными материалами.

Вызвать интерес к созданию

образа морозных узоров

нетрадиционной техникой.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Воспитывать любовь к

красоте родной природы.

 

Образец рисунка, цветной картон темных тонов, клей, ватные палочки,

соль, конверт с письмом от Деда Мороза, картинка с изображением морозных узоров, зимняя музыка.

 

Февраль

(3 неделя)

Пятница

Подводное царство

(тонирование

листа)

 

Продолжить знакомить детей с техникой «граттаж», продолжать формировать у

детей устойчивый интерес к

изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, зрительное восприятие;

 

Белые листы, восковые мелки, черная гуашь,

кисточки.

Февраль

(4 неделя)

Пятница

Цветы для зимушки

зимы (оттиск

пробкой)

 

Развивать эстетическое

восприятие обычных предметов, умение рисовать

их, комбинировать различные техники;

Формировать чувства

композиции и ритма;

Воспитывать аккуратность в

работе с гуашью;

Вызывать желание дарить

подарки и делать приятное;

Развивать коммуникацию и

речевые навыки.

 

Образец. Альбомный

лист, гуашь холодных тонов, палитра, кисточки,

пробки.

 

Март

(1 неделя)

Пятница

Солнышко для

мамочки

(«воздушные»

краски)

 

Познакомить детей с новой

техникой рисования.

Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Будить воображение, развивать фантазию.

 

Образец. Белый картон круглой формы, кисточки

толстые – 2 шт. на каждого ребенка, жидкое тесто желтого и красного

цвета, салфетки.

Микроволновка для

просушки поделок.

 

Март
(2 неделя)

Пятница

 

Тюльпаны (рисование вилкой)

Познакомить с новой техникой изображения цветов.

Образец. Фото с

изображением тюльпана

листы А4, акварель, вилка пластмассовая, кисти, стаканчики с одой.

 

Март
(3 неделя)

Пятница

 

Мимоза для мамы (рисование мятой бумагой)

 Учить рисовать мятой бумагой Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. 

Образец. Лист формата А4,бумага,акварель, кисти, стаканчики с водой.

 

Март
(4 неделя)

Пятница

 

Коллективное

творчество

«Золотая рыбка»

(ватная палочка) -

шаблон

 

Познакомить детей с

нетрадиционной техникой

рисования – пуантилизм

(рисование ватными алочками). Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок; Закрепить приемы рисования разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию и настроению. Развивать цветовое восприятие,

совершенствовать мелкую

моторику пальцев рук и кистей; Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Воспитывать чувство отзывчивости к чужим переживаниям, желание помочь;

 

Образец. Контур золотой рыбки на альбомных листах, гуашь, ватные

палочки, емкости с

водой на каждый стол, влажные тканевые салфетки для рук по

количеству детей.

 

Апрель
(1 неделя)

Пятница

«Ёжик» (техника

тычок – рисование

жесткой кистью)

 

Учить рисовать животных

методом тычка.

Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать

изобразительные умения и навыки. Систематизировать

и углублять представления

детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе.

   

игрушка-ёжик, -1\2

листа белой бумаги с

контурным рисунком

ежа;

- гуашь коричневого

цвета; - фломастер на

каждого ребёнка;

- кисточки для рисования; образец: на одном только

контур ежа, картинка

ёж.

 

Апрель
 (2 неделя)

Пятница

«Плюшевый

медвежонок»

(рисование

поролоном)

 

1 Помочь детям освоить

новый способ изображения -

рисование поролоновой

губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).

2 Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки;

закреплять умение изображать форму частей, их тносительную величину, расположение, цвет.

3 Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

4 Развивать творческое

воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

   

детские игрушки: кукла, мяч, барабан, юла, конь-качалка,  чебурашка, машина, собака, медведь,

заяц, матрешка, воздушный шар, альбомный лист;

простой карандаш;

набор гуашевых красок;

2 кусочка поролоновой губки; тонкая кисть;

стаканчик с водой;

салфетка; медальоны на

ленточках с изображением разных игрушек для игры.

 

Апрель
(3неделя)

Пятница

Космос Рисование по трафарету солью

Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе, научить рисовать с помощью соли. 

 

Лист бумаги формата А4,

соль,трафарет

Апрель
 (4 неделя)

Пятница

«Дружок»

(пластилинография)

 

Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином.

 

-Картон разного цвета

с силуэтом щенка

-набор пластилина

-простой карандаш

-стека

-салфетки для рук

 

Май
 (2 неделя)

Пятница

 

Салют

(акварель или гуашь, восковые мелки)

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. 

Краски акварель или гуашь,стаканы с водой,

кисти, салфетки,

клеенки, листы бумаги А4,восковые мелки

 

Май
(3 неделя)

Пятница

Божья коровка на

цветке

(Ватопластика)

 

Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении

выразительных образов

снеговиков.

   

Картон квадратной

формы, гуашь, кисточки, силуэты божьих коровок

вырезанных из белой

бумаги.

 

Май
(4 неделя)

Пятница

Итоговая выставка рисунков за год (несколько работ рисунков каждого ребенка)

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные высказывания и выбор понравившихся рисунков

 
 

Список использованной литературы

1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование. – 2010 - №18

2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-  М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

7.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

8.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.

9.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

Маленький художник.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».