Кружок " Маленький Эйнштейн" 2022 - 23 г.

31.10.2022

Содержание

1.  Целевой раздел

1.1 Актуальность…………………………………………………………………2

1.2 Цель и задачи рабочей программы…………………………………………4

1.3 Ожидаемые результаты………………………………………………………5

2.  Содержательный раздел

2.1Формы организации кружковой работы……………………………………. 6

2.2Календарно-тематический план………………………………………………7

3.  Список литературы …………………………………………………………8

Пояснительная записка

1.1 Актуальность

       Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

        Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская  деятельность  (исследование  объектов   окружающего  мира экспериментирование  с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность

познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

    В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.        Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

   Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

   К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т.д.

Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Маленькие Эйштейны» для детей дошкольного возраста. 

Новизна программы заключается

·       В поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путём вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

·       В создании специально организованной предметно развивающей среды;

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

 

1.2 Цель и задачи рабочей программы

Цель:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

·       Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

·       Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

·       Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

·       Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

·       Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

·       Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

·       Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

·       Формировать интерес к поисковой деятельности.

·       Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

·       Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

·       Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской дея­тельности.

·       Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

·       Воспитывать умение организовать свое ра­бочее место, убирать за собой.

·       Воспитывать бережное отношение к природе.

·       Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 

1.3 Ожидаемые результаты:

Ребенок знает

·       Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);

·       Правила охраны природы;

·       Правила личной безопасности;

·       Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений 

Имеет представление

·       о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;

·       о приспосабливании растений к условиям жизни;

·       о свойствах металла;

·       о построении простейших гипотез

·       предвидеть последствия действий, выполняемых впервые 

Умеет

·       выслушивать инструкции и запоминать;

·       проводить элементарные исследования и эксперименты;

·       уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;

·       формулировать выводы, делать небольшие заключения

2. Содержательный раздел

2.1.   Форма организации кружковой деятельности

Программа «Маленькие Эйнштейны» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) соответствии с СанПиН -   20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации.

Направления работы

·       Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

·       Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

1.  Метод наблюдения

·       распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

·       за изменением и преобразованием объектов;

2.  Игровой метод

·       Опыт

3.  Словесные методы

·       Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

·       Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

·       Художественное слово

·       Загадки

·       Напоминание о последовательности работы

·       Совет

·       Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

4.  Информационно-коммуникативные технологии:

·       Компьютер

·       мультимедийный проектор

Формы работы с детьми:

·       фронтальные;

·       групповые;

·       индивидуальные.

Формы реализации программы:Хочу такой сайт

·       целевые экскурсии;

·       тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

·       чтение художественной литературы;

·       конкурсы и викторины;

·       сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

·       открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

Материал и оборудование:

  Приборы – помощники: лупы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разной формы и объёма, микроскоп. и т.д.

  Природный материал. Бросовый материал. Разные виды бумаги красители.

  Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, мыло, шарики, снег и тд

  Дополнительные материалы: детские фартуки, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Карточки – схемы проведения экспериментов.

2.2. Календарно-тематический план 

Тема НОД

Месяц

1

«Нюхаем, пробуем, трогаем»

Октябрь

2

«Почему все звучит?»

 

3

Прозрачная вода

 

4

Разноцветные шарики

 

5

Вода принимает форму

Ноябрь

6

Какие предметы могут плавать

 

7

Делаем мыльные пузыри

 

8

Подушка из пены

 

9

Что растворяется в воде

Декабрь

10

Замерзшая вода

 

11

Взаимодействие воды и снега

 

12

Поиск воздуха

 

13

Воздух работает

Январь

14

Как согреть руки

 

15

Волшебная рукавичка

 

16

Что отражается в зеркале

 

17

Песок и глина

Февраль

18

Каждому камешку свой домик

 

19

Свет повсюду

 

20

Свет и тень

 

21

Как развивается растение

Март

22

Дерево и его свойства

 

23

Необычные кораблики

 

24

Здравствуй, солнечный зайчик

Апрель

25

Волшебное сито

 

26

Свойства песка

 

27

Цветной песок

 

28

Фонтанчики

Май

29

Итоговое создание фильма « Маленькие Эйштейны»

 

3.Список литературы

1.  Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ «СФЕРА», 2005.

2.  Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.

3.  Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.

4.  Программа «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой 2014г.

5.  Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005

6.  План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.

7.  Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.

8.  Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. 7.Хабарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.

9.  Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.

·       Интернет-ресурсы

·       Журналы по дошкольному воспитанию 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».