кружковая работа на 2022-2023 учебный год

16.10.2022

 

Кружковая работа

для детей с нарушением речи «Речевичок»





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

   В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

   Программа логопедического кружка «Речевичок» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 5-7 лет.

 В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Осуществляется взаимосвязь с занятиями и узких специалистов, закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8. Расширение словарного запаса.

9. Формирование связной речи.

10. Воспитание культуры речевого общения.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по апрель включительно).

Продолжительность занятия: 20 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – веселый Речевичок, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает  с собой Речевичок: бегемотиком Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки -  надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.

Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.

Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию вни­мания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

·       Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

·       Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

·       Дыхательные и фонопедические упражнения.

·       Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.

·       Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук, игры с су-джок мячиками.

·       Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

·       Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, эластичными кольцами и палочками для точечного массажа, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Систематические занятия по данной программе  будут способ­ствовать:

·       коррекции звукопроизношения;

·       развитию просодической стороны речи,

·       формированию слоговой структуры слова;

·       коррекции лексико-грамматической стороны речи;

·       формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности «Речевичок»

Сентябрь

1. Дыхательное упражнение «Ветерок».

2. Релаксационные упражнения «Солнечный зайчик», «Пчёлка».

3. Гимнастика для глаз.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Игровая программа.

1. Дыхательное упражнение

«Петух».

2.Релаксационные упражнения:

«Улыбка», «Спящий котёнок».

3. Массаж БАТ «Труба».

4. Ритмодекломация № 1.

5. «Зеркало и обезьяны»

1. Дыхательное упражнение

«Одуванчик».

2. Релаксационные упражнения

«Пчёлка», «Бабочка».

3.Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».

4. Оздоровительный массаж спины.

5. Раз, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

1.Дыхательное упражнение «Регулировщики».

2.Релаксационные упражнения:

«Качели», «Порхание бабочки»

3. Ритмодекломация №1

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Игровое занятие.

Октябрь

1. Дыхательное упражнение

«Часики».

2.Релаксационные упражнения

«Бабочка», «Муравей».

3Логоритмические упражнения.

4.Массаж лица «Воробей».

5. «Сказку ты дружок послушай и сыграй».

1.Дыхательное упражнение «Паровоз».

2. Релаксационные упражнения

«Солнечный зайчик», «Муравей».

3. Гимнастика для глаз.

4. Массаж БАТ «Труба».

5. Сказка «Зайчик и ёжик».

1.Дыхательное упражнение

«Насос».

2. Релаксационные упражнения

«Драгоценность», «Водопад».

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Оздоровительный массаж спины.

5. Театральные игры.

1. Дыхательное упражнение

«Лыжник».

2.Релаксационные упражнения

«Шишки», «Водопад».

3Логоритмические упражнения.

4.Массаж лица «Пчёлка».

5.Учимся говорить по разному

(интонация).

ноябрь

1 Дыхательное упражнение

«Часики».

2.Релаксационные упражнения

«Сорви яблоко», «Воздушный шарик».

3. Самомассаж пальцев рук.

4. Гимнастика для глаз.

5. Одну простую сказку хотим мы рассказать.

1.Дыхательное упражнение

«Ветерок».

2.Релаксационные упражнения

«Холодно-жарко», «Воздушный шарик».

3. Ритмодекламация №1

4.Логоритмическиеупражнения

5.Постучимся в Теремок.

1.Дыхательное упражнение

«Шарик».

2.Релаксационные упражнения

«Солнечный зайчик», «Качели».

3.Гимнастика для глаз.

4. Массаж БАТ «Наступили холода».

5. Дятел выдолбил дупло.

1.Дыхательное упражнение

«Трубач».

2.Релаксационные упражнения

«Качели», «Улыбка».

3. Ритмодекломация №1.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Многим домик послужил, кто только в домике не жил.

Декабрь

1.Дыхательное упражнение

«Лыжник».

2. Релаксационные упражнения

«Сосулька», «Снежинка».

3.Массаж спины «Паровоз».

4Логоритмические упражнения

5. Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять.

1.Дыхательное упражнение

«Снежинки».

2. Релаксационные упражнения

«Снежинки», «Бабочка».

3.Упражнения для коррекции зрения.Хочу такой сайт

4.Весёлые стихи сочиняем и слово – рифмы добавляем.

1.Дыхательные упражнения

«Звёздочки».

2.Релаксационные упражнения

«Лентяи», «Улыбка».

3. Массаж БАТ «Снеговик».

4. театрализованная игра

«Толстячки и худышки».

1.Дыхательное упражнение

«Снежинка».

2.Релаксационные упражнения

«Драгоценность», «Лентяи».

3. Гимнастика для глаз «Ёлочка».

4.Разыгрывание эпизодов.

Январь

1.Дыхательное упражнение

«Лыжник».

2.Релаксационные упражнения

«Каждый спит», «Тихое озеро».

3.Логоритмические упражнения

4. Оздоровительный массаж.

5.Театральная игра «Угадай, что я делаю».

1.Дыхательное упражнение

«Гуси летят».

2. Релаксационные упражнения

«Игра с песком», «Тихое озеро»

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Ритмодекламация №2.

5. Театральная игра «Любитель-рыболов».

1 Дыхательное упражнение

«Часики».

2.Релаксационные упражнения

«Солнечный зайчик», «Облака»

3.Оздоровительный массаж шеи.

4Логоритмические упражнения

5.Театрализованная игра

«Любитель-рыболов».

1 Дыхательное упражнение

«Сдуй снежинку».

2.Релаксационные упражнение

«Солнечный зайчик», «Облака»

3. Ритмодекламация №2.

4. Театральная игра «Одно и то же по-разному».

февраль

1.Дыхательное упражнение.

«Паровоз».

2.Релаксационные упражнения

«Муравей», «Радуга».

3.Массаж лица.

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Культура и техника речи.

1.Дыхательное упражнение

«Снежинки».

2.Релаксационные упражнения

«Винт», «Радуга».

3.Гимнастика для глаз «Ёлочка»

4.Массаж для глаз «Снеговик».

5. Наши Эмоции.

1.Дыхательное упражнение

«Шарик».

2.Релаксационные упражнения «Штанга», «Ручей».

3.Массаж ушей «На границе».

4.Распознаём по мимике и интонации.

1.Дыхательное упражнение

«Свеча».

2.Релаксационные упражнения

«Бабочка», «Шишки».

3.Пальчиковая гимнастика.

4Логоритмические упражнения.

5. «Кругосветное путешествие».

март

1 Дыхательное упражнение

«Аромат роз».

2. Релаксационные упражнения

«Холодно-жарко», «Игра с песком».

3.Массаж ушных раковин.

4. Ритмодекламация №3.

5.Чтение пьесы «Теремок».

1.Дыхательное упражнение

«Цветы».

2.Релаксационные упражнения

«Солнечный зайчик», «Отдых на море».

3. Массаж для пальцев рук «Ёжики».

4.Обсуждение пьесы «Теремок». Работа над эпизодами пьесы «Теремок».

1 Дыхательное упражнение

«Звёздочки».

2.Релаксационные упражнения

«Бабочка», «Шишка».

3.Ритмодекламация №3

4.Оздоровительный массаж спины.

5.Репитиция эпизода пьесы «Теремок».

1. Дыхательное упражнение

«Ветерок».

2.Релаксационные упражнения

«Игра с песком», «Холодно-жарко».

3.Массаж БАТ «Что делать после дождика?!».

4. Культура и техника речи, Драматизация по сказке «Теремок».

апрель

1 Дыхательное упражнение

«Подуй на ленточку».

2. Релаксационное упражнение

«Холодно-жарко».

3.Самомассаж рук.

4.Гимнастика для глаз.

5. Злая, злая нехорошая змея укусила молодого воробья.

1.Дыхательное упражнение

«Шар лопнул».

2.Релаксационное упражнение

«На полянке».

3Логоритмическое упражнение

4.Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей.

1.Дыхательное упражнение «Аромат цветов».

2. Релаксационные упражнения

«Муравей», «Водопад».

3. Массаж спины.

4.Гимнастика для глаз.

5. Театральная игра «Морское путешествие».

1.Дыхательное упражнение

«Паровоз».

2.Релаксационные упражнения

«Холодно-жарко», «Водопад».

3.Пальчиковая гимнастика.

4. Массаж лица «Воробей».

5.Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям.

май

1 Дыхательное упражнение

«Ворона».

2. Релаксационное упражнение

«Драгоценность».

3.Массаж ушных раковин.

4. «Ёжики» для рук со стихами.

5. Когда страшно, видится то чего и нет.

1.Дыхательное упражнение

«Семафор».

2.Релаксационные упражнения

«Драгоценность», «Воздушный шарик».

3 Логоритмические упражнения

4.Ритмодекломация №3

5. Каждому страх большим кажется.

1.Дыхательное упражнение

«Дровосек».

2.Релаксационные упражнения

«Каждый спит», «Бабочка».

3.Оздоровительный массаж ушных раковин.

4.Пальчиковая гимнастика.

5. Преодолеем страх.

1. Дыхательное упражнение

«Звёздочки».

2 Релаксационное упражнение

«Бабочка».

3. Ритмодекломация № 3

4.Массаж лица «Зайка».

5.У страха глаза велики.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».