29.04.2022
Республиканский семинар
для педагогов дошкольных образовательных организаций
«Вектор дошкольного образования: вызовы, тренды, перспективы
музейной педагогики».
Доклад
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В детском саду решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с культурой и традициями своего народа – организация в детских садах мини-музеев.
Музей помогает решать одну из важных задач современного образования – формировать у детей культурологическое сознание. Он позволяет успешно воздействовать на разные сферы личности ребёнка – интеллектуальную, эмоциональную, нравственную.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт.
К сожалению, дошкольник, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Второй особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Ребенку свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Все названные особенности делают музей своим для ребёнка.
Что касается опыта мини – музеев в нашем саду, то создавать музеи мы начали в 2018г. Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать , понюхать, поиграть,, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Мини-музеи в детском саду начинаются с малого – темы недели, темы проекта или темы предстоящего праздника.Например: ко дню Защитника Отечества мы организовали мини- музей «Богатыри земли Русской», к Новому году - выставку коллекцию Дедов Морозо,
«Русская изба», где отражён быт, традиции русского народа, подобрано много книг по духовно-нравственному воспитанию,
Мини музей « Я помню, я горжусь», где собраны материалы об истории войны, создана Книга памяти об участниках войны, которую помогали создавать родители наших воспитанников. Собраны материалы о боевых наградах и боевой технике, экспонаты военной жизни: фронтовые письма, документы, фляжки, котелки,
«Народные промыслы». Цель экспозиции: Познакомить воспитанников с народным промыслом, пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Это кружевоплетение, лозаплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, вышивка, вязание, и др. При этом каждый промысел уникален.
Для детей младшего дошкольного возраста (конечно же, главной деятельностью является, повторюсь, игровая деятельность. В данном случае мы говорим о народной игре. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью.
И вот именно такие игры помогли нам смоделировать в мини-музее различные развивающие ситуации («Как играли с волчком?», «Курочки с зернышками», «Народные гуляния» и др.). Дети не только смотрят на игрушки , но имеют возможность обыграть их. Для этого в нашем мини- музее есть замечательные, расписные чудо- сундучки.
Мини музей « Удивительный мир Байкала»
В заключение хочу сказать, что создание мини-музеев в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.