Фонд 21века . Цветик -Семицветик в степи.Конспект.

28.04.2022

Воспитатель: Балдандоржиева Ирина Бадмаевна, 

МБДОУ детский сад № 15 «Радуга»

Республика Бурятия, город  Улан-Удэ

Конспект образовательной ситуации для старшей группы

«Цветик-семицветик в степи»

 

  Место игровой ситуации в образовательном процессе:

 раздел «Познание», знакомство с окружающим миром.

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.

 

Задачи:

1. Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов.

2.  Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. 

3.  Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. 

4. Воспитывать уважение к культурам других народов.

5. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца 6. Воспитывать любовь к родному краю.

 

Оборудование:  Показ  видеописьмо, сундук, войлочная юрта,   бумажные куклы,  бумажная одежда для кукол,  шаблоны с бурятским орнаментом  для раскраски, мультимедиа.

 

Предварительная работа:

1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»

2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят

3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Родословное древо", "Орнамент", "Национальная  одежда бурят", " Традиционная пища бурят", "Ремесло".

4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".

5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.

6. Дидактические игры: "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".

7. Подвижные бурятские игры: "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".

8. Посещение музея истории Бурятии.

   

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, веселые игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Я  желаю вам счастья и добра, чтобы вы  помнили  и не забывали  добрые традиции нашего народа! 

Заходят дети в бурятских костюмах.

Воспитатель:  Ребята, сейчас мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа



Воспитатель: К нам в детский сад пришло видео письмо. Интересно, что же там? Хотите его посмотреть? (Предложить детям присесть на стульчики)Дети: Да!(Предложить детям присесть на стульчики).


Видеописьмо:«Дорогие ребята!

Я весёлый Будамшу

Я с детьми всегда дружу.

Ко всем на праздник прихожу,

Смех веселье приношу.

Я - весёлый Будамшу

Я в Бурятии живу.

Я умею петь, плясать

Больше всех люблю играть.





Мне так нравится слушать, как вы поете добрые песни, слушаете сказки. Вот я решил сделать вам подарок.Подарок мой лежит на днеВ моем волшебном сундучкеОткрыть сундук поможет, дети,Волшебный цветик – семи цветик!


только лепестки соберете,Подарок мой тотчас найдете! »

 

Воспитатель: Вот так Будамшу! Загадал нам загадку. Вот стоит сундук, на нем замок весит. Значит, если мы найдем лепестки цветика – семи цветика, сможем открыть сундук. Ребята, а как вы думаете, где нам найти лепестки цветика семи цветика. 

Дети: В степи! 

А на чем мы туда отправимся? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля! зато у нас есть лошади, наши скакуны ! Мы отправляемся в путешествие за лепестками. Ребята, выходите не зевайте и за мною повторяйте.

Речевая игра - разминка.

  

1-2-3- выросли цветы!

(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал

Влево качнулись - низко пригнулись,

Вправо качнулись - низко пригнулись (движения по тексту)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут!

 

Воспитатель:  Ну вот  мы и оказались  в степи! Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон,

А живут в нем дружно люди 

Дети: Юрта!

 Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты.

 А как называлось поселение, где жили буряты? 

Дети: Улус.

Воспитатель: Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.

 А из чего строили юрту? 

Дети: Основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок

Воспитатель: Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра. Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.

 Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Игра "Юрта " 

Участвуют 12 человек – на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу.

Внимание на экран (на экране - юрта). Если мы ответим правильно на вопросы, то мы получим лепесток!

1. - Что это? (юрта)

2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)

3. - Что делают в юрте? (Живут, отдыхают, играют и т. д.)

4. - Кто живет в юрте? (Буряты, люди)

5. - Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)

Итак, ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. 

За правильные ответы, мы получили 1 лепесток.  (На экране появляется 1 лепесток). Скачем дальше,

  

1-2-3- выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал

Влево качнулись - низко пригнулись,

Вправо качнулись - низко пригнулись

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесутХочу такой сайт

Воспитатель: Вижу  впереди большое стадо животных.

Буряты издревле были кочевниками. Они кочевали по степям - пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных. Назовите мне их.

Дети:  Козы, овцы, коровы, лошади и верблюды.

Дидактическая игра: "Детеныши животных"

Воспитатель: Детеныш козы - козленок, а если много. (козлята)

У коровы... У лошади... У овцы... У верблюда...

 Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных! И за свои знания вы получаете второй лепесток (На экране появляется 2 лепесток).

Отправляемся в наше путешествие дальше!

 

1-2-3- выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал

Влево качнулись,

Вправо качнулись - низко пригнулись

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут

 

Воспитатель: Тпру, остановимся здесь, мы на прекрасном пастбище, буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.

Почему они кочевали?

Дети: Искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная.

Воспитатель: Для чего нужны хорошие пастбища?

Дети: Животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей.

Воспитатель: Назовите основные продукты питания бурят?

Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда".

Ребята, вам надо правильно назвать какое блюдо мясное, а какое молочное.

Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, пенка-урмэ, масло и т. д. 

Мясные блюда бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.

Воспитатель:  Вот, молодцы! (На экране – 3 лепесток)

 Ребята, вы ведь знаете, что Будамшу очень умный и сообразительный! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку – отгадайте загадки, за правильные ответы, получите очередной лепесток от нашего Будамшу 

1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)

2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)

3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)

4. Древен род его в природе, 
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем, 
Как его мы назовем? (Байкал)

За правильные ответы вы получаете 4 лепесток!

Отправляемся в путь! 

1-2-3- выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал

Влево качнулись

Вправо качнулись - низко пригнулись

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут

 

Воспитатель: Ребята, мы неожиданно  попали в модное ателье!

Давайте поиграем в игру «Угадай и назови», вспомним название бурятской одежды. Показываю  детям слайды с бурятской одеждой, а дети называют.

А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?

Сначала они одевают гуталы (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того,чтобы жизнь была долгой-долгой. У вас на столах лежат бумажные куклы и одежда к ней, давайте нарядим ее. И конечно, по бурятскому обычаю. Вы мне покажите, что нужно одеть первым? Гуталы (сапоги).

Ребята, а как вы думаете, почему у гуталов носок поднят кверху? 

Дети: Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.

Воспитатель: Ребята, какую одежду мы наденем следующей?

Дети: Дэгэл - халат.

Воспитатель: Посмотрите; какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэла. Для чего это? 

Дети: Чтобы было теплее.

Воспитатель: Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим занимаются и мужчины и женщины.

Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые.

А что означает верхняя пуговица? 

Дети: Верхние пуговицы приносят прибыль.

Средние пуговицы?

Дети: Символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек.

Нижние пуговицы?

Дети: Это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят.

Воспитатель: Молодцы ребята, все знаете! А какой предмет одежды будет следующим?

Дети: Пояс.

Воспитатель. Он бывает очень-очень длинным – целых две длины руки. 

Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу. А вот девушки, когда выходили замуж, пояса уже не носили.  Ребята скажите, а для чего нужен пояс?

Дети: Чтобы было тепло; на дэгэлах не было карманов и буряты носили все необходимое за поясом.

А что надевают в последнюю очередь?

Дети: Малгай – шапку.

Воспитатель: Головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.

Вы справились с заданием и за это получаете очередной 5 лепесток!

Следующее задание – Бурятский орнамент 

Будамшу  предлагает  вам сейчас раскрасить бурятский орнамент.

Раздаются раскраски с узором.

Вот мы и получили 6 лепесток! Скажите, пожалуйста, сколько нам не хватает еще лепестков. Что же нам еще нужно сделать, чтобы заработать еще один лепесток?  Я предлагаю сказать добрые слова для нашего героя – благопожелания!

Дети говорят благопожелания:

1 реб. Чтоб стада тучнели.

2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.

3 реб. Чтоб все были здоровы.

4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.

        На экране появляется 7 лепесток, затем -  Будамшу.

 Будамшу: 
Ребята, какие вы умные, смелые, сообразительные, дружные и вы быстро справились с заданием, и за это получаете подарок, который лежит в сундуке. Воспитатель: Открывайте сундучок, посмотрите, что там лежит, вытаскивайте подарки от Будамшу, что нужно сказать ему. Ребята и вам спасибо за путешествие. 

Подведение итогов.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».