28.04.2022
Воспитатель: Балдандоржиева Ирина Бадмаевна,
МБДОУ детский сад № 15 «Радуга»
Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Конспект образовательной ситуации для старшей группы
«Цветик-семицветик в степи»
Место игровой ситуации в образовательном процессе:
раздел «Познание», знакомство с окружающим миром.
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.
Задачи:
1. Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов.
2. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа.
3. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов.
4. Воспитывать уважение к культурам других народов.
5. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца 6. Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: Показ видеописьмо, сундук, войлочная юрта, бумажные куклы, бумажная одежда для кукол, шаблоны с бурятским орнаментом для раскраски, мультимедиа.
Предварительная работа:
1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»
2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят.
3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Родословное древо", "Орнамент", "Национальная одежда бурят", " Традиционная пища бурят", "Ремесло".
4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".
5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.
6. Дидактические игры: "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".
7. Подвижные бурятские игры: "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".
8. Посещение музея истории Бурятии.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, веселые игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Я желаю вам счастья и добра, чтобы вы помнили и не забывали добрые традиции нашего народа!
Заходят дети в бурятских костюмах.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа.
Воспитатель: К нам в детский сад пришло видео письмо. Интересно, что же там? Хотите его посмотреть? (Предложить детям присесть на стульчики)Дети: Да!(Предложить детям присесть на стульчики).
Видеописьмо:«Дорогие ребята!
Я весёлый Будамшу
Я с детьми всегда дружу.
Ко всем на праздник прихожу,
Смех веселье приношу.
Я - весёлый Будамшу
Я в Бурятии живу.
Я умею петь, плясать
Больше всех люблю играть.
Мне так нравится слушать, как вы поете добрые песни, слушаете сказки. Вот я решил сделать вам подарок.Подарок мой лежит на днеВ моем волшебном сундучкеОткрыть сундук поможет, дети,Волшебный цветик – семи цветик!
только лепестки соберете,Подарок мой тотчас найдете! »
Воспитатель: Вот так Будамшу! Загадал нам загадку. Вот стоит сундук, на нем замок весит. Значит, если мы найдем лепестки цветика – семи цветика, сможем открыть сундук. Ребята, а как вы думаете, где нам найти лепестки цветика семи цветика.
Дети: В степи!
А на чем мы туда отправимся? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля! зато у нас есть лошади, наши скакуны ! Мы отправляемся в путешествие за лепестками. Ребята, выходите не зевайте и за мною повторяйте.
Речевая игра - разминка.
1-2-3- выросли цветы!
(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).
К солнцу потянулись высоко (на носочки)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал
Влево качнулись - низко пригнулись,
Вправо качнулись - низко пригнулись (движения по тексту)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут!
Воспитатель: Ну вот мы и оказались в степи! Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон,
А живут в нем дружно люди
Дети: Юрта!
Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты.
А как называлось поселение, где жили буряты?
Дети: Улус.
Воспитатель: Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.
А из чего строили юрту?
Дети: Основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок.
Воспитатель: Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра. Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.
Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.
Игра "Юрта "
Участвуют 12 человек – на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу.
Внимание на экран (на экране - юрта). Если мы ответим правильно на вопросы, то мы получим лепесток!
1. - Что это? (юрта)
2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)
3. - Что делают в юрте? (Живут, отдыхают, играют и т. д.)
4. - Кто живет в юрте? (Буряты, люди)
5. - Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)
Итак, ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод.
За правильные ответы, мы получили 1 лепесток. (На экране появляется 1 лепесток). Скачем дальше,
1-2-3- выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал
Влево качнулись - низко пригнулись,
Вправо качнулись - низко пригнулись
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут
Воспитатель: Вижу впереди большое стадо животных.
Буряты издревле были кочевниками. Они кочевали по степям - пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных. Назовите мне их.
Дети: Козы, овцы, коровы, лошади и верблюды.
Дидактическая игра: "Детеныши животных"
Воспитатель: Детеныш козы - козленок, а если много. (козлята)
У коровы... У лошади... У овцы... У верблюда...
Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных! И за свои знания вы получаете второй лепесток (На экране появляется 2 лепесток).
Отправляемся в наше путешествие дальше!
1-2-3- выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал
Влево качнулись,
Вправо качнулись - низко пригнулись
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут
Воспитатель: Тпру, остановимся здесь, мы на прекрасном пастбище, буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.
Почему они кочевали?
Дети: Искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная.
Воспитатель: Для чего нужны хорошие пастбища?
Дети: Животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей.
Воспитатель: Назовите основные продукты питания бурят?
Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда".
Ребята, вам надо правильно назвать какое блюдо мясное, а какое молочное.
Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, пенка-урмэ, масло и т. д.
Мясные блюда бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.
Воспитатель: Вот, молодцы! (На экране – 3 лепесток)
Ребята, вы ведь знаете, что Будамшу очень умный и сообразительный! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку – отгадайте загадки, за правильные ответы, получите очередной лепесток от нашего Будамшу
1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)
2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)
3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)
4. Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем,
Как его мы назовем? (Байкал)
За правильные ответы вы получаете 4 лепесток!
Отправляемся в путь!
1-2-3- выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал
Влево качнулись
Вправо качнулись - низко пригнулись
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут
Воспитатель: Ребята, мы неожиданно попали в модное ателье!
Давайте поиграем в игру «Угадай и назови», вспомним название бурятской одежды. Показываю детям слайды с бурятской одеждой, а дети называют.
А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?
Сначала они одевают гуталы (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того,чтобы жизнь была долгой-долгой. У вас на столах лежат бумажные куклы и одежда к ней, давайте нарядим ее. И конечно, по бурятскому обычаю. Вы мне покажите, что нужно одеть первым? Гуталы (сапоги).
Ребята, а как вы думаете, почему у гуталов носок поднят кверху?
Дети: Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.
Воспитатель: Ребята, какую одежду мы наденем следующей?
Дети: Дэгэл - халат.
Воспитатель: Посмотрите; какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэла. Для чего это?
Дети: Чтобы было теплее.
Воспитатель: Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим занимаются и мужчины и женщины.
Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые.
А что означает верхняя пуговица?
Дети: Верхние пуговицы приносят прибыль.
Средние пуговицы?
Дети: Символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек.
Нижние пуговицы?
Дети: Это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят.
Воспитатель: Молодцы ребята, все знаете! А какой предмет одежды будет следующим?
Дети: Пояс.
Воспитатель. Он бывает очень-очень длинным – целых две длины руки.
Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу. А вот девушки, когда выходили замуж, пояса уже не носили. Ребята скажите, а для чего нужен пояс?
Дети: Чтобы было тепло; на дэгэлах не было карманов и буряты носили все необходимое за поясом.
А что надевают в последнюю очередь?
Дети: Малгай – шапку.
Воспитатель: Головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.
Вы справились с заданием и за это получаете очередной 5 лепесток!
Следующее задание – Бурятский орнамент
Будамшу предлагает вам сейчас раскрасить бурятский орнамент.
Раздаются раскраски с узором.
Вот мы и получили 6 лепесток! Скажите, пожалуйста, сколько нам не хватает еще лепестков. Что же нам еще нужно сделать, чтобы заработать еще один лепесток? Я предлагаю сказать добрые слова для нашего героя – благопожелания!
Дети говорят благопожелания:
1 реб. Чтоб стада тучнели.
2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.
3 реб. Чтоб все были здоровы.
4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.
На экране появляется 7 лепесток, затем - Будамшу.
Будамшу:
Ребята, какие вы умные, смелые, сообразительные, дружные и вы быстро справились с заданием, и за это получаете подарок, который лежит в сундуке. Воспитатель: Открывайте сундучок, посмотрите, что там лежит, вытаскивайте подарки от Будамшу, что нужно сказать ему. Ребята и вам спасибо за путешествие.
Подведение итогов.