«Зелёный мир»

17.03.2022

       

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Радуга» г. Улан-Удэ общеразвивающего вида 670018, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, мкр. Аэропорт, дом № 33, тел (факс): 8(3012)22-67-94, e-mail: mdouraduga15@mail.ru

             

 

Программа кружка

«Зелёный мир»

в подготовительной по экологическому воспитанию

       

                                                                    Малханова Дарима Дамбаевна

               

2021г.

 

 

 

 

Информационная карта

 

1

Учреждение

МБДОУ №15 «Радуга»

2

Название программы кружка по экологическому воспитанию

«Зелёный мир»

3

ФИО, должность педагога

Малханова Д.Д, воспитатель

4

Тип программы

познавательная

5

Вид программы

развивающая

6

Направление деятельности

познавательное, экологическое, исследовательское, практическое

7

Продолжительность освоения программой

1год (1 раз в неделю)

8

Количество участников

10 детей

9

Возраст участников

6-7 лет

10

Критерии отбора детей

на основании мониторинга детей

11

Форма организации

групповая

12

Продолжительность занятий

30 мин.

13

Время проведения

вторая половина дня

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит. М. Саади

 

Кружок «Зелёный мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях

Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать ее богатства, заботиться о флоре и фауне. Но в настоящее время, практически вся человеческая деятельность направлена на чрезмерное потребление, а иногда и разрушение того, что мы имеем. Современная молодежь беспечно относится к живой природе.  Она не только не сажает деревья, но и ломает их, бросает мусор там, где вздумается, расточительно относится к природному запасу воды и другим ресурсам. С экранов телевизора, со страниц СМИ и Интернета все чаще мы слышим призывы о том, что необходимо беречь природу, не только тратить экономно те богатства, что она нам дает, но и заботиться о восстановлении данных богатств. Но, если человеку эти навыки не закладывать с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе. Экологическое воспитание в детском саду – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определенные образовательные приемы в повседневной жизни и на занятиях, Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.  Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы, обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

 

 

 

Цель кружковой работы: Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи кружковой работы:

Образовательные:

·       формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;                                             

·       формировать основы экологического мировоззрения и культуры дошкольников;

·       формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения;

·       знакомить детей с нашей планетой и солнечной системой (земной шар, материки, полюса, Солнце, планеты, кометы и т.д.);

·       знакомить с растениями и животными родного края;

·       формировать экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой;

·       систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе;

·       обобщать и систематизировать знания детей о животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные;

·       формировать ценности здорового образа жизни;

·       формировать представление об экологических проблемах города;

·       расширять представления детей о различных природных объектах и явлениях;

·       расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;

·       формировать эстетическое отношение к окружающей действительности отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке и аппликации.

Развивающие: 

·       развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

·       развивать, память, внимание, активизировать речемыслительную деятельность детей;

·       развивать познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи;

·       развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

·       развивать творческое воображение в процессе исследовательской деятельности.

Воспитывающие:

·                   формировать правильное поведение в природной среде;

·                   формировать осознанное и бережное отношения детей к природе родного края;

·                   воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

·                   прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию;

·                   воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

4. Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

 Программа кружка «Зелёный мир» рассчитана на 1 год (с детьми подготовительной группы детского сада). Численность детей в группе кружка- 10 человек. Продолжительность занятия составляет 30 мин. Занятия проводятся, 8 раз в месяц с сентября по май.

Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опиралась на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

5.Формы организации деятельности детей:

·        индивидуальная;

·        подгрупповая;

·        групповая.

Методы, используемые для реализации программы кружка «Зелёный мир»:

Ø Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Ø Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр

Ø Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Ø Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий, участие в проектах. 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

ü Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

ü Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

ü Поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

ü Исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:

·       Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

·       Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

·       Подгрупповой – организация работы в группах;

·       Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

·        активизация и индивидуализация обучения;

·        игры и игровые ситуации;

·        творческие работы.

Актуальность кружковой работы состоит в использовании на каждом занятии метода сотрудничества ребенка с педагогом, накоплению у каждого ребенка эмоционально-положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе.

  В основе программы кружка лежат следующие принципы:

·       Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей.

·       Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

·       Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

·       Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

·       Принцип системности и последовательности: предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков, постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному». Деятельность планируется систематически.

·       Принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

·       Принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

·       Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

·       Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

·       Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

·       Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

·       Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

·       Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

·       Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.   

                    Условия реализации кружка:

•        Наличие материально-технического обеспечения;

•        Систематичность посещения кружка «Зелёный мир»;

•        Мониторинг детей.

Техническое оснащение кружка

-Парк «Оберег», (лиственные, хвойные деревья и кустарники на территории детского сада);

-«Экологическая тропа»

-«Альпийская горка»

 -Птичья столовая: «Пернатые друзья»;

-«Зимний сад»

-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;

-Групповой уголок природы;

-Экспериментальная лаборатория «Хочу всё знать» с оборудованием для проведения опытнической деятельности (лупы, колбы, песок и т. д.);

 -Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

 -Фигурки с домашними и дикими животными;

-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

-Комнатные растения;

 -Гербарий растений;

-Дидактические игры;

-Эстампы и шапочки для проведения подвижных игр и сказок;

Взаимодействие с родителями осуществляю через родительские собрания в форме гостиных, консультаций, бесед; совместных праздников; квестов, проектов, творческих конкурсов; наглядной информации. 

Наш кружок «Зелёный мир взаимодействует с детской библиотекой имени В. Катаева микрорайона Солнечный по темам: «Животные Красноярского края», Заповедник «Столбы», «Животные, занесённые в «Красную книгу»

                                Ожидаемые результаты

В результате обучения дети:

1.                Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

2.                Познакомятся с редкими животными и животными Красноярского края, заповедником «Столбы»;

3.                Систематизируют и обобщат знания о живых и не живых объектах природы;

4.                Будут проявлять интерес к природным явлениям и объектам, фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

5.                Будут проявлять заботу о живых объектах природы своего ближайшего окружения, пытаться оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания природы;

6.                Будут помогать сверстникам, родителям, педагогу;

7.                Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки самостоятельной работы.

8.                 Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план кружка «Зелёный мир»

на 2016-2017 учебный год.

 

Месяц

Тема

Цели, задачи

Содержание

сентябрь

Мониторинг по экологическому воспитанию

   

сентябрь

«Планета Земля в опасности!» (беседа)

Способствовать формированию представлений о том, что планета Земля – это громадный шар; сообщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формированию представлений о том, что планета Земля сейчас в опасности; учить детей внимательно слушать произведение; правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы; Учить детей рассуждать, делать предположения, слушать высказывания сверстников; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

 Беседа; игра – моделирование «Живая планета»; чтение книги: «Экология в картинках»; работа с глобусом; д\игра: «Чем мы можем помочь нашей планете?»; рассматривание фотографий «Экологическая тревога»; рисование «Планета- Земля»;  п/и: «Земля, вода, огонь, воздух».Хочу такой сайт

сентябрь

 Кафетерий: «Дары осени» (овощи и фрукты)

Систематизировать представления детей о фруктах и овощах; упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах; познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Придумай загадку» (овощи, фрукты);  «Я знаю пять названий» (овощи);   «Узнай на вкус»; Беседа «Что можно приготовить на зиму из овощей и фруктов»; Игра «Чего не хватает»; Конкурс «Кто быстрее соберет картошку»; п\и: «Что растёт на огороде?»; презентация на тему: «Что в природе я найду, то в поделку превращу».

сентябрь

«Цветы на осеннем участке»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

 Загадывание загадок; д/игра «Угадай по описанию»; наблюдение за астрами, бархатцами; сбор семян-бархатцев; п\и:

«Я знаю садовые цветы».

октябрь

«Грибное царство»

 

 

Продолжать формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах; уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; развивать связную речь, внимание, память; активизировать словарь; воспитывать бережное отношение к природе.

Загадки; составление рассказа о грибах по схеме;  д\и: «У медведя во бору»; чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»; пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик в лес пошёл»; коллективная лепка: «Грибное царство»

октябрь

«Хлеб – всему голова» 

Расширять представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб»; отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений; рассматривание иллюстраций; физкультминутка «Колоски растут»; рассказывание по мнемомодели: «Путешествие колоска»; д/и: «Какой хлеб?»; д\и: «Кто больше назовет?». 

октябрь

«Зерновые культуры» (игра- путешествие)

Познакомить детей с зерновыми культурами; закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных          условиях и почвах; развивать умение анализировать обобщать, делать выводы; ввести в словарь детей новое слово: перегной; учить детей отвечать на вопросы полным предложением; воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей

Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона; д\и: «Чем похожи, чем отличаются»;

исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение): «Почему зерно сеют» (Посев семян в емкости с разным грунтовым составом); работа с дневником наблюдений;

наблюдение за прорастанием семян». 

октябрь

«Злаки родного края»

Познакомить детей со злаковыми культурами родного края, из которых выпекают белый и черный хлеб; развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен); познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготавливали раньше. Развивать память, мышление; воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов.

Театральное представление сказки: «Рассматривание зерен; д/у «Достань и назови»; д\и «Горшочек каши»; игра-развлечение «Колобок учит детей выпекать булочки»; 

турнир знатоков. 

ноябрь

«Как и для чего человек дышит?»

Познакомить детей с дыхательной системой человека; продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.

Беседа: «Для чего человек дышит?»; опытно-экспериментальная деятельность «Что такое кислород»;

составление рассказа по мнемодорожке: «Как и для чего человек дышит».

ноябрь

«Лес как экологическая система»

 

Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

 

Чтение рассказа О.Дмитриева «Что такое лес»;  беседа «Что такое лес»; д /и: «Чем отличаются деревья от кустарников»; д /и: «Экологические связи»;  Просмотр м/ф «В лесной чащи», беседа по содержанию; п/и: «Кто там спрятался в лесу?»

ноябрь

Экскурсия в осенний парк: « Оберег» «Как растения готовятся к зиме»

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников; травянистых растений; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Рассматривание иллюстраций об осени; ведение календаря расцвечивания листьев; д\и: «Детки на ветке» (семена,  плоды, деревья, кустарники); чтение стихов об осени ; наблюдение за изменениями живой природы на прогулке; д /и: «Чей силуэт?»; д /и: «Симметричное пятно»; д /и: «Времена года»; разгадывание загадок про осень и осенние признаки; физкультминутка «В осенний лес»  конкурс на лучшего знатока осенней природы; рисование: «Осенний парк»

ноябрь

«Зачем человеку сердце?»

Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму.

Рассматривание плаката: «Строение человека»; беседа «Сердце – наш моторчик»; Физкультминутка: «Моё сердечко»; чтение энциклопедии: «Строение человека» 

Составление рассказа «Роль сердца в организме»

декабрь

 «Почему исчезают животные?»

Систематизировать знания детей о том, что такое Красная книга, какие растения в нее внесены и почему; повторить понятия: заповедник, браконьер, лекарственные растения, редкие растения, лесник, егерь; воспитывать бережное отношение к природе; прививать чувство прекрасного; учить любоваться красотой окружающей природы; развивать воображение детей в изобразительной деятельности.

Чтение рассказа «Морские коровы» и «Красная книга» из книги «Экология в картинках»; рассматривание схемы «Лес – многоэтажный дом»; игра-моделирование «Рассели жильцов на свои этажи»; составление правил «Как сохранить живые цепочки в лесу»; составление природоохранительных и запрещающих знаков о поведении в лесу; рисование: «Создание малой Красной книги Красноярского края»

 

декабрь

«Зачем человеку желудок?»

Сформировать представление об органах пищеварения; раскрыть функции и значение желудка для организма; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа «Зачем нужен желудок?»; Дидактическая игра «Узнай по запаху»; Подвижная игра «Кто быстрее и лучше накроет стол»;

Составление рассказа «Роль желудка в организме».

декабрь

«Кому нужна вода?»

Обобщить представления детей о воде как источнике жизни; расширять представления о значении водопровода; дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях; закрепить представления о круговороте воды в природе; воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа: «Откуда в кране вода?»; разгадывание загадок о воде; рассматривание плаката «Вода нужна всем»;  опыты: «Как получить чистую воду», «Испаряемость воды», «Способность предметов плавать и тонуть»; составление рассказа: «Почему нужно беречь воду?»; рисование природоохранных знаков.

декабрь

«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Чтение художественной литературы про птиц; разгадывание загадок про птиц»; беседа «Как помочь птицам зимой»; д /и: «Узнай птицу»; физкультминутка: « «Маленькие птички»;   д /и: Сложи птицу»; изо деятельность: «Покормите птиц зимой» (плакат); конкурс для взрослых и детей: «Синичкина кормушка».

январь

«Чистый и загрязненный воздух» 

 

Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении воздуха для нашего здоровья; дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха; воспитывать бережное отношение к растениям

Рассказ о воздухе; опыты: «Свойства воздуха», «Мой весёлый звонкий мяч»; д/и по карточкам: «Продолжи предложение: «Воздух загрязняет…»; дыхательная гимнастика: «Мы дышим»

январь

«Кто такие млекопитающие?»

Формировать представление о морских млекопитающих, особенностях передвижения, питания, дыхания; обобщать и расширять представление детей о млекопитающих как живых существах; учить различать понятия «млекопитающие», «звери», «животные»; развивать способность детей к моделированию; воспитывать бережное отношение к природе.

Чтение рассказа «Дельфины»; просмотр видеосюжета; беседа «Кто такие моржи и тюлени?»; карточки: «Признаки млекопитающих»; д/и: «Помоги зверям найти свой дом»; д/и: «Переселение»; п/ и: «Загадочный гость»;

январь

«Земля – наша голубая планета» 

миру.

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать последствия своих действий; воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы; закреплять знания детей о материках Земного шара, их природе и обитателях; научить детей определять местоположение материков на глобусе; развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему.

Беседа «Да сохранится шар земной»; рассматривание и обсуждение фотографий разных уголков Земли; д/и: «Назови материки»; д\и: «Кто где живёт?»; д/и: «Польза-вред»; рассказ детей по макету: «Какие условия необходимы людям для жизни на Земле»; р/и: «На планете»; конструирование: «Строим экологический город».

февраль

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

 

Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды; развивать умение детей прослеживать определенные закономерности, умение обобщать, делать выводы; воспитывать экологическую культуру детей.

Дидактическая игра «Цепочка слов» (насекомые); беседа «Для чего животному нужна определенная окраска» д/и:  «Среда обитания животных» Разгадывание загадок о животных, насекомых, птицах; д/и: «Пищевые цепочки»; Игра «Блиц-опрос»; физкультминутка «На планете мы живём».

февраль

«Бездомные животные»

 

Показать, какой урон причиняют бродячие кошки и собаки; воспитывать в детях бережное отношение к домашним животным.

Загадки о животных; рассказ о бездомных животных; решение проблемной ситуации: «Найти хозяина для Мурки»; р/и: «Маленький котёнок»; коллективное рисование: «Они -  живые!»

февраль

«Кладовая земли. Исследовательская деятельность с камнем» 

 

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности,

любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование; познакомить с разнообразием камней, их свойствам, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам; развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства(крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый); дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог; поддерживать интерес к опытнической работе.

Беседа: «Чем богаты недра Земли»; рассматривание коллекции: «Чем богата Россия!»; р/и: »Я по камушкам иду»; работа по карте «Природные ископаемые Красноярского края»; чтение рассказа «Слепые землекопы» из книги «Экология в картинках»; изготовление самодельных книг: «Это сделано из камня».

февраль

Для чего человек ест?»

 

Дать детям представление о том, что, пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах пищеварения; развивать интерес к строению человека.

   

Беседа «Для чего нужна слюна»; д/ и: «Кто больше назовет сладких, кислых, соленых, горьких продуктов»; составление рассказа «Пищеварительная система»; п/и: «Съедобное, не съедобное».

март

«На севере Красноярского края»

Обобщить знания детей о тундре, её растительном и животном мире, коренных народностях; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Игра «Цепочка»; «Что лишнее?»; беседа «Каков ты, Ямал?», рассматривание иллюстраций «Сбережём удивительный мир растений и животных»; игра-кубик «Чей хвост?»; р/и: «У оленя дом большой».

март

Север – царство льда и снега»

 

Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

 

Д и: «Кто лишний?»; беседа «Как приспосабливаются животные к условиям крайнего Севера»; физкультминутка «У оленя дом большой»; д/и: «Разрезные картинки»; д/и: «Чей силуэт?»; игра-кубик «Чей хвост?»;

оформление макета «Животные крайнего Севера»

март

«Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма; познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах; формировать гуманное отношение к птицам

Беседа «22 марта – праздник птиц»; д/и-лото: «Зимующие и перелетные птицы»; д/и «Прилетели птицы»; обсуждение народных примет о прилете птиц; и/ у: «Чье гнездо»; д/и: «Улетает-не улетает»; и/ у: «Чем заняты грачи?»; пересказ рассказа по опорным картинкам: «Скворцы прилетели».

март

«Пищевые цепочки в лесу»

 

Закрепить знания детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Чтение В.Танасийчук «Цепочки в лесу»; Л.Толстая «На что нужны мыши?»; д/и: «Кто что принес?»; проблемная ситуация: «Что будет, если в лесу пропадут все насекомые?»; игра-кубик «Чей хвост?»; составление пищевых цепочек на фланелеграфе; р/и: «Кто там спрятался в лесу». 

 

апрель

«Комнатные растения»

 

Расширить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; развивать логическое мышление; учить доказательной речи; воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями.

 

 Отгадывание загадок про комнатные растения; беседа «Вредители комнатных растений», «Подготовка к посадке комнатных растений»; д/и: «Назови растение»; д/и: «Продолжи ряд»; д/и: «Друг или враг»; Проект: «Комнатные растения» (пополнение природного уголка комнатными цветами, дидактическим материалом, детскими работами).

апрель

«Первоцветы»

Вызвать у детей интерес к миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. 

Загадки; беседа о цветах; игровая ситуация: «Что будет, если цветы исчезнут?»; составление рассказа о первоцветах по плану; д/и: «Узнай цветок»; р/и: «Подснежник»; экологическая игра «Хоровод цветов»; Оформление книжки-малышки «Берегите растения!».

апрель

«Удивительные факты из жизни насекомых и пауков»

Продолжать формировать представления детей о насекомых и пауках, об особенностях их жизни осенью; расширять представления детей о способах передвижения насекомых; Дать представление детям об окраске как способе защиты от врагов, продемонстрировать зависимость окраски от места обитания насекомого; развивать способности детей к моделированию; развивать познавательный интерес к жизни живых маленьких существ; воспитывать любознательность

Рассматривание иллюстраций; наблюдение за насекомыми; чтение о насекомых; работа с карточками – заданиями: схемы: «Насекомые», «Особенности передвижения насекомых»; д/игра «Путаница»; прослушивание «Звуки насекомых»; беседа: «Обманчивая окраска. Защита»; Викторина «Шестиногие малыши»; изготовление коллажа: «Где зимуют насекомые?»

апрель

«Чёрное золото»

Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью; показать приносимую  пользу для людей и вред для животных; развивать связную речь, память, внимание; воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам

Рассматривание иллюстраций: «Как добывают и используют нефть?»; чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты» из книги «Экология в картинках». воспитателя; исследовательская деятельность: «Как нефть приносит вред живому?»; рисование: «Польза и  вред при использовании нефти»; Изготовление самодельных книг.

май

«Что такое огонь?»

Познакомить с огнем как явлениям неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком.

 Беседа «Как человек приручил огонь и заставил работать на себя?»; д /и: «Раньше и теперь»; обсуждение мифа «Прометей»; презентация «Как люди добывали и сохраняли огонь?»; Этюд «Пламя костра»; Этюд «Свеча»; Коллективное рисование на тему «Огонь- друг или враг?».

май

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

Беседа: «Яблони, вишни, сирени…»; д/игра «От какого дерева цветок»; игра - имитация «Собери нектар»; д/и: «4-лишний»; д/и: «Чем похожи, чем отличаются»; пластилин графия: «Яблони в цвету».

май

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме; познакомить детей с правилами поведения во время грозы; развивать речемыслительную деятельность, память, внимание; активизировать словарь; воспитывать самостоятельность, инициативу.

Наблюдение; отгадывание загадок» рассматривание иллюстраций по теме; р/у: «Солнышко и дождик»; чтение; д/и: «Можно, нельзя!; викторина «Будь природе другом»

май

Мониторинг по экологическому воспитанию

 

 

                   

План работы с родителями

по экологическому кружку «Зелёный мир»

 

Месяц

Мероприятие

сентябрь

1.Родительское собрание: «Экологическое воспитание в семье»

2.  Выставка поделок: «Дары природы»

октябрь

1.Консультация «Берегите воду». 

2.Выставка «Чудо-картинки из сушеной травинки» (коллективные работы детей).  

ноябрь

1.Информационный лист: «Осторожно, грипп».

2.Полезные советы: «Лукотерапия и чеснокотерапия в детском саду и дома».

 

декабрь

1.Экологический стенд «Лечение лимоном».

2.Проект: «Берегите ёлочку!»  

январь

1.Папка-передвижка: «Поиграйте с ребёнком в экологические игры».

2.Конкурс: «Домик для птиц»

февраль

1.Консультация «Домашние животные в жизни ребенка»

2.Квест: «Домашние и дикие животные»

март

1.Экологический стенд «Соки – залог здоровья».

2.Проект: «Комнатные растения наши спутники жизни».

апрель

1.Развлечение: «Умейте видеть прекрасное».

2.Папка-копилка «Бабушкины советы».  

 

май

1. Экологический стенд «Скоро в отпуск».

 2. Выставка рисунков: «Весенний букет».

                               

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Зелёный мир»

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского сада ________________________________________________

Дата проведения мониторинга_________________________________________

Имя, фамилия______________________________________________________

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в России ___________________________________

Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края ______________________________________________

 

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории России________________________________ Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона __________________________________

Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в России____________________________________ 

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов ________________________________________________

Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края _____________

Имеет представления о правилах поведения в природе ____________________

Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении ________

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями __________ 

Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности_______________________________________________________

Сформированы основы экологического сознания ________________________ 

 

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий. 

               

Список используемой литературы:

1.Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.; 

2. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников «/ Под ред.– 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. 

3.Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 

4.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». – СПб: «Детство-Пресс», 2003. 

5.С.Н.Николаева, И.А.Комарова. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 

6.Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. «Мир природы и ребёнок». - СПб: «Детство пресс», 2003. 

7.Н.Н.Кондратьева «Мы». «Программа экологического образования детей». – СПб: «Детство-Пресс», 2002. 

8.Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром». – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 

9.С.Н.Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада». -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010. 

10.Л.А.Владимировская.  От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.    

11. Шишкина В.А., М.Н Дедулевич «Прогулки в природу». – М.: Просвещение, 2002.       

 12. Л.И. Грехова «В союзе с природой» - «Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми». – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г. 

13 Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г. 

14. С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», -  Москва: Новая школа, 1995г.

15. Интернет ресурс      образовательный сайт 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».