17.03.2022
МУ
«Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Радуга» г. Улан-Удэ
общеразвивающего вида 670018, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, мкр. Аэропорт,
дом № 33, тел (факс): 8(3012)22-67-94, e-mail: mdouraduga15@mail.ru
Программа кружка
«Зелёный мир»
в подготовительной по экологическому воспитанию
Малханова Дарима Дамбаевна
2021г.
Информационная
карта
1 |
Учреждение |
МБДОУ
№15 «Радуга» |
2 |
Название
программы кружка по экологическому воспитанию |
«Зелёный
мир» |
3 |
ФИО,
должность педагога |
Малханова
Д.Д, воспитатель |
4 |
Тип
программы |
познавательная |
5 |
Вид
программы |
развивающая |
6 |
Направление
деятельности |
познавательное,
экологическое, исследовательское, практическое |
7 |
Продолжительность
освоения программой |
1год
(1 раз в неделю) |
8 |
Количество
участников |
10
детей |
9 |
Возраст
участников |
6-7
лет |
10 |
Критерии
отбора детей |
на
основании мониторинга детей |
11 |
Форма
организации |
групповая |
12 |
Продолжительность
занятий |
30
мин. |
13 |
Время
проведения |
вторая
половина дня |
Пояснительная
записка
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит. М. Саади
Кружок «Зелёный мир» имеет экологическую
направленность, которая определена особой актуальностью экологического
образования в современных условиях
Человек – разумная часть живой природы, и
именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать ее
богатства, заботиться о флоре и фауне. Но в настоящее время, практически вся
человеческая деятельность направлена на чрезмерное потребление, а иногда и
разрушение того, что мы имеем. Современная молодежь беспечно относится к живой
природе. Она не только не сажает
деревья, но и ломает их, бросает мусор там, где вздумается, расточительно
относится к природному запасу воды и другим ресурсам. С экранов телевизора, со
страниц СМИ и Интернета все чаще мы слышим призывы о том, что необходимо беречь
природу, не только тратить экономно те богатства, что она нам дает, но и
заботиться о восстановлении данных богатств. Но, если человеку эти навыки не
закладывать с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой
экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека.
Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное
отношение к природе, окружающему миру. Так как у них еще не сформирована модель
поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического
воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.
Экологическое воспитание в детском саду – это способ воздействия на чувства
детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определенные
образовательные приемы в повседневной жизни и на занятиях, Формирование у детей
ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому,
целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека
нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия
своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной
гармонии с природой. Занимаясь в кружке,
дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы,
обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это
воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать
больше.
Цель
кружковой работы:
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой
и неживой природы.
Задачи
кружковой работы:
Образовательные:
·
формировать
у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей;
·
формировать
основы экологического мировоззрения и культуры дошкольников;
·
формировать
умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья,
комнатные растения;
·
знакомить
детей с нашей планетой и солнечной системой (земной шар, материки, полюса,
Солнце, планеты, кометы и т.д.);
·
знакомить
с растениями и животными родного края;
·
формировать
экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по
отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой;
·
систематизировать
и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе;
·
обобщать
и систематизировать знания детей о животных: звери, птицы, насекомые, рыбы,
земноводные;
·
формировать
ценности здорового образа жизни;
·
формировать
представление об экологических проблемах города;
·
расширять
представления детей о различных природных объектах и явлениях;
·
расширять
и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;
·
формировать
эстетическое отношение к окружающей действительности отражать впечатления,
полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке и аппликации.
Развивающие:
·
развивать
познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
·
развивать,
память, внимание, активизировать речемыслительную деятельность детей;
·
развивать
познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения
и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи;
·
развивать
способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
·
развивать
творческое воображение в процессе исследовательской деятельности.
Воспитывающие:
·
формировать
правильное поведение в природной среде;
·
формировать
осознанное и бережное отношения детей к природе родного края;
·
воспитывать
нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические
чувства, связанные с красотой природного мира;
·
прививать
интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию;
·
воспитывать
бережное отношение к своему здоровью.
4. Организационно-методическое обеспечение
программы
(возраст детей, сроки реализации, режим
занятий, наполняемость групп)
Программа кружка «Зелёный мир» рассчитана на 1
год (с детьми подготовительной группы детского сада). Численность детей в
группе кружка- 10 человек. Продолжительность занятия составляет 30 мин. Занятия
проводятся, 8 раз в месяц с сентября по май.
Педагогическая целесообразность кружковой
работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности:
активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы
опиралась на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного
процесса:
5.Формы
организации деятельности детей:
·
индивидуальная;
·
подгрупповая;
·
групповая.
Методы,
используемые для реализации программы кружка «Зелёный мир»:
Ø
Словесные
методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога,
обобщающие рассказы воспитателя.
Ø
Наглядные
методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом,
детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение
дидактических игр
Ø
Игровые
методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно ролевых,
дидактических, игр-драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение
викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Ø
Практические
методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария
растений, коллекции семян, плодов; постановка сказок, отрывков литературных
произведений; изготовление с детьми наглядных пособий, участие в проектах.
Методы,
в основе которых лежит уровень деятельности детей:
ü
Объяснительно-иллюстративный
– дети воспринимают и усваивают готовую информацию
ü
Репродуктивный
– дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
ü
Поисковый
– участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом
ü
Исследовательский
– самостоятельная творческая работа детей.
Методы,
в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
·
Фронтальный
– одновременная работа со всеми детьми;
·
Индивидуально-фронтальный
– чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
·
Подгрупповой
– организация работы в группах;
·
Индивидуальный
– индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе
реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует
назвать:
·
активизация и индивидуализация обучения;
·
игры и игровые ситуации;
·
творческие работы.
Актуальность кружковой работы состоит в
использовании на каждом занятии метода сотрудничества ребенка с педагогом,
накоплению у каждого ребенка эмоционально-положительного отношения к растениям
и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе.
В
основе программы кружка лежат следующие принципы:
·
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип
предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей.
·
Принцип деятельного подхода. Речь как
регулятор всех функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
·
Принцип развития. Этот принцип
предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
·
Принцип сотрудничества. Предполагает
признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
·
Принцип системности и последовательности: предполагает
взаимосвязь знаний, умений и навыков, постановка задач экологического
воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к
далекому», «от хорошо известного к малоизвестному». Деятельность планируется
систематически.
·
Принцип сезонности: построение
познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий
нашей местности;
·
Принцип научности: на доступном
дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
·
Принцип связи теории с практикой формирует у детей
умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной
жизни.
·
Принцип повторения умений и навыков – один из самых
важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы.
·
Принцип успешности заключается в
том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания,
которые он способен успешно выполнить.
·
Принцип активного обучения обязывает строить
процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения,
способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества
(игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация
исследовательской деятельности и др.).
·
Принцип коммуникативности помогает
воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется
социальная мотивация здоровья.
·
Принцип взаимодействия детского сада и
семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для
более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности
сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
·
Принцип результативности предполагает
получение положительного результата оздоровительной работы независимо от
возраста и уровня физического развития детей.
Условия реализации кружка:
• Наличие
материально-технического обеспечения;
• Систематичность
посещения кружка «Зелёный мир»;
• Мониторинг
детей.
Техническое
оснащение кружка
-Парк «Оберег», (лиственные, хвойные
деревья и кустарники на территории детского сада);
-«Экологическая тропа»
-«Альпийская горка»
-Птичья столовая: «Пернатые друзья»;
-«Зимний сад»
-Огород, клумбы, находящиеся на территории
детского сада;
-Групповой уголок природы;
-Экспериментальная лаборатория «Хочу всё
знать» с оборудованием для проведения опытнической деятельности (лупы, колбы,
песок и т. д.);
-Предметные картинки с изображением растений,
животных и насекомых;
-Фигурки с домашними и дикими животными;
-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
-Комнатные растения;
-Гербарий растений;
-Дидактические игры;
-Эстампы и шапочки для проведения подвижных
игр и сказок;
Взаимодействие с родителями осуществляю
через родительские собрания в форме гостиных, консультаций, бесед; совместных праздников;
квестов, проектов, творческих конкурсов; наглядной информации.
Наш кружок «Зелёный мир взаимодействует с
детской библиотекой имени В. Катаева микрорайона Солнечный по темам: «Животные
Красноярского края», Заповедник «Столбы», «Животные, занесённые в «Красную
книгу»
Ожидаемые
результаты
В результате обучения дети:
1.
Должны
знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного
взаимодействия с растениями и животными);
2.
Познакомятся
с редкими животными и животными Красноярского края, заповедником «Столбы»;
3.
Систематизируют
и обобщат знания о живых и не живых объектах природы;
4.
Будут
проявлять интерес к природным явлениям и объектам, фиксировать свои наблюдения
при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
5.
Будут
проявлять заботу о живых объектах природы своего ближайшего окружения, пытаться
оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания природы;
6.
Будут
помогать сверстникам, родителям, педагогу;
7.
Улучшат
свои коммуникативные способности и приобретут навыки самостоятельной работы.
8.
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное
воображение; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Перспективный план кружка «Зелёный мир»
на 2016-2017 учебный год.
План
работы с родителями
по экологическому
кружку «Зелёный мир»
Месяц |
Мероприятие |
сентябрь |
1.Родительское
собрание: «Экологическое воспитание в семье» 2. Выставка поделок: «Дары природы» |
октябрь |
1.Консультация
«Берегите воду». 2.Выставка
«Чудо-картинки из сушеной травинки» (коллективные работы детей). |
ноябрь |
1.Информационный
лист: «Осторожно, грипп». 2.Полезные
советы: «Лукотерапия и чеснокотерапия в детском саду и дома». |
декабрь |
1.Экологический
стенд «Лечение лимоном». 2.Проект:
«Берегите ёлочку!» |
январь |
1.Папка-передвижка:
«Поиграйте с ребёнком в экологические игры». 2.Конкурс:
«Домик для птиц» |
февраль |
1.Консультация
«Домашние животные в жизни ребенка» 2.Квест:
«Домашние и дикие животные» |
март |
1.Экологический
стенд «Соки – залог здоровья». 2.Проект:
«Комнатные растения наши спутники жизни». |
апрель |
1.Развлечение:
«Умейте видеть прекрасное». 2.Папка-копилка
«Бабушкины советы». |
май |
1.
Экологический стенд «Скоро в отпуск». 2. Выставка рисунков: «Весенний букет». |
Система
мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской
программы экологического кружка «Зелёный мир»
Результаты
экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения
мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за
детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Группа
детского сада ________________________________________________
Дата
проведения мониторинга_________________________________________
Имя,
фамилия______________________________________________________
Имеет
представления о растительном мире, называет несколько видов растений,
произрастающих в России ___________________________________
Имеет
представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного
края ______________________________________________
Имеет
представления о животном мире, называет представителей животного мира,
обитающих на территории России________________________________ Имеет
представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и
животных нашего региона __________________________________
Имеет
представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,
произрастающих в России____________________________________
Имеет
представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
________________________________________________
Имеет
представления об экологии родного города, называет факты отрицательного
воздействия человека на природу нашего края _____________
Имеет
представления о правилах поведения в природе ____________________
Имеет
представления о явлениях природы, о их свойствах, значении ________
Имеет
представления и навыки ухода за комнатными растениями __________
Использует
моделирование в разных видах экологически ориентированной
деятельности_______________________________________________________
Сформированы
основы экологического сознания ________________________
Оценка уровня
развития:
1
балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2
балла – отдельные компоненты не развиты;
3
балла – соответствует возрасту;
4
балла – высокий.
Список
используемой литературы:
1.Н.В. Коломина «Воспитание основ
экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.;
2. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и
эксперименты для дошкольников «/ Под ред.– 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.Т.М.Бондаренко Экологические занятия с
детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
4.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в
экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у
детей старшего дошкольного возраста». – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
5.С.Н.Николаева, И.А.Комарова. «Сюжетные
игры в экологическом воспитании дошкольников». - М.: Издательство ГНОМ и Д,
2005.
6.Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. «Мир
природы и ребёнок». - СПб: «Детство пресс», 2003.
7.Н.Н.Кондратьева «Мы». «Программа
экологического образования детей». – СПб: «Детство-Пресс», 2002.
8.Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка.
Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром». – М.: Мозаика-Синтез,
2006.
9.С.Н.Николаева «Юный эколог. Система
работы в подготовительной к школе группе детского сада». -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
2010.
10.Л.А.Владимировская. От осени до лета. – Волгоград: Учитель,
2004.
11. Шишкина В.А., М.Н Дедулевич «Прогулки
в природу». – М.: Просвещение, 2002.
12.
Л.И. Грехова «В союзе с природой» - «Эколого-природоведческие игры и
развлечения с детьми». – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
13 Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова
Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (старшая,
подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
14. С. Н Николаева «Воспитание
экологической культуры в дошкольном детстве», -
Москва: Новая школа, 1995г.
15. Интернет ресурс образовательный сайт