20.12.2019
Современное образование невозможно
себе представить без информационных ресурсов, не менее значимых, чем
материальные, энергетические и трудовые.
В
настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – процесс объективный и
неизбежный, предполагающий активное использование современных
технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, методической
работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями воспитанников.
Актуальность использования информационных
технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения,
воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью
в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных
компьютерных программ.
Прежде
всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя
видами технологий: информационными и коммуникационными.
В последнее время под информационными
технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности,
информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и
программного обеспечения для хранения, преобразования,
защиты, обработки, передачи и получения информации.
Коммуникационные технологии определяют
методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней
средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер
занимает свое место. Он обеспечивает комфортное,
индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие
объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии,
проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что
основной задачей, которая состоит перед их внедрением, является адаптация
человека к жизни в информационном обществе.
Процесс овладения компьютерной грамотностью и
ИКТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на
дошкольной ступени образования. Ведь дошкольное детство – уникальный
период для развития личности. Именно в этот период формируются представления
детей об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое
развитие и вносить что-то новое в жизнь детей дошкольного возраста всегда
следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - принцип,
которому нужно следовать, внедряя ИКТ в обучение детей.
По направлениям использования
информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ делится
на:
·
использование
ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
·
использование
ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
·
использование
ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Работа с детьми.
Важнейшим этапом в формировании личности
ребенка считается дошкольный возраст. Именно в этот период формируются
представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и
психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее
интенсивно развиваются до 6–7 лет. Важнейшими компонентами для развития
познавательной деятельности ребенка выступают такие познавательные процессы как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
ОД в детском саду имеет свою специфику,
должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного
материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить
нам компьютерная техника с ее возможностями.
Использование компьютера с целью
приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения
информации. Это различные компьютерные «игрушки»: развлекательные,
обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В этом случае компьютер
может осуществлять функцию контроля за выполнением задания, информировать
педагога об успехах каждого ребенка.
В
работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие,
реже обучающие игры на развитие математических представлений: «баба
Яга учится считать»» «Остров Арифметики» и т. д. ; игры на развитие
фонематического слуха и обучению чтению «Баба Яга учится
читать», «Букварь»; игры для развития музыкального развития,
например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
ИКТ как средство интерактивного обучения,
которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в
освоении ими новых знаний. С помощью мультимедийных технологий можно
смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на
занятии либо увидеть в повседневной жизни (использование интерактивных
панорамных фильмов для совершения экскурсий в музеи или заповедники).
Включение ИКТ в
комплексные (интегрированные) занятия и
досуговую деятельность. Использование компьютерных презентаций в
работе обеспечивает единство познания, творчества, игры, способствует
освоению разнообразной информации, развитию познавательных процессов,
творческих способностей детей.
Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной
деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень
активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского
сада.
Одной из наиболее эффективных форм работы с
родителями является наглядная информация. Сюда включены родительские уголки,
папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотовыставки и т. д. Но
современные родители не всегда обращают внимание на информационные
папки-передвижки в группе, редко читают объявления, пока мы, воспитатели,
не обратим на это их внимание. Поэтому при оформлении групповых
информационных уголков для родителей мы пользуемся ИКТ (весь материал создается
с использованием программы Microsoft Office Power Point). Красочный и правильный
дизайн подобранного материала помогает родителям облегчить восприятие
нужной информации. И, как правило, все яркое и запоминающееся больше привлекает
внимание родителей воспитанников.
Важным элементом использования ИКТ
для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение
тематических родительских собраний, консультаций с использованием
материалов, разработанных в программе Power Point. Благодаря презентациям
воспитатель может предоставить как теоретический материал, так и показать
слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и в детском саду.
Достаточно распространенной формой, которая
дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его правилами,
традициями, особенностями воспитательно-образовательной работы, является день
открытых дверей. Мы можем провести экскурсию по дошкольному учреждению с
посещением групп, провести беседу с родителями. А можно, благодаря ИКТ,
показать все это в форме рекламного видеоролика на официальном сайте детского
сада.
Очень часто в своей работе с целью сбора
информации по той или иной теме, педагоги используют такую форму
работы как анкетирование. Сейчас все тоже самое можно сделать с помощью смс -
опроса или с использованием E-mail (одной из наиболее
распространенных средств связи).
Наличие у детского сада собственного сайта в
сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить
официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ. Перечень информации
регламентирован нормативно-правовыми документами. Но для эффективного,
партнерского взаимодействия родителей между собой, педагогами и специалистами
ДОУ в более неформальной обстановке позволяет страница в социальных сетях,
созданная педагогами группы. На страничке группы родители могут получить
информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах
поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и
воспитанию дошкольников.
Работа с педагогами.
При
выступлении на педсоветах, семинарах или конференциях, мы дополняем свои
доклады мультимедийным сопровождением в виде презентации. Презентации к
докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы
и диаграммы.
Кроме
этого активное использование ИКТ необходимо при создании собственного
портфолио.
Какие
формы использования ИКТ может применять педагог в своей работе:
1.Подбор
иллюстративного, познавательного материала при подготовке к занятиям,
оформление родительских уголков группы, информационного материала для
оформления стендов, папок-передвижек.
2.Создание
презентаций для повышения эффективности непосредственно образовательной
деятельности, так как использование мультимедийных презентаций
обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию
материала.
3.Использование интернета
в педагогической деятельности, с целью информационного и
научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном
учреждении.
4.Взаимодействие
педагогов как профессиональное сетевое сообщество.
Оно
представляет собой формальную или неформальную группу профессионалов,
работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности
в сети.
5.Обмен
опытом, знакомство с методическими разработками других педагогов, знакомство с
периодикой.
6.Создание медиатек.
7. Создание интерактивных игр для НОД.