Проект: «Семейные традиции»

11.09.2019

Семейные традиции»

                                                               В семейном кругу мы с вами растём

                                                             Основа основ – родительский дом.

                                                            В семейном кругу все корни твои,

                                                         И в жизнь ты входишь из семьи.

   В семейном кругу мы жизнь создаём,

                                                             Основа основ – родительский дом.

       В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые.  Изменились и взгляды на понятие « семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего,  даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции семьи и народов. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Дети воспитываются не только родителями как таковыми,  а ещё и той семейной жизнью,  которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, буряты, украинцы, татары, армяне  и т.д. Акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни. Так родилась идея реализации проекта под общим названием 

«Семейные традиции». 

 Целью использования проекта является погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций: детского сада, семей, народов разных национальностей, представителями которых являются семьи воспитанников.

Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои семейные традиции, познакомить с которыми я могу на примере семей воспитанников разных национальностей.

Проблема: детям не понятно значение слова «традиция».

Актуальность: Воспитание гармонично развитой личности в новом Законе об образовании является приоритетным. Такое развитие возможно лишь в тесном взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй. В связи, с чем и возникла необходимость в разработке данного проекта по  развитию семейных традиций.

Цель проекта: Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;

обмен опытом семейного воспитания и традиций;

 повышение педагогической культуры родителей;

поиск новых  форм  взаимодействия  педагогов с родителями.

Задачи проекта: 

 - Дать детям представление о том, что такое “традиции”. 

 - Знакомить с традициями детского сада, семейными обычаями.

 - Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; 

 - Развивать поисковую деятельность, творческую активность,  коммуникативные навыки; 

Чтобы дать детям возможность применять знания и навыки в своей деятельности, использую в своей работе различные формы работы:

С  детьми:

Непосредственно образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий.

Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.

Выставки детских работ в рамках реализации проекта;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье;

Семейные развлечения, конкурсы, праздники, посещение музея.

Просмотры видеозаписей домашних праздников и других семейных традиций.

С родителями:

 Наглядная информация (папки-передвижки, памятки для родителей, стендовая информация);

Беседы и консультации;

Родительские  собрания в рамках реализации проекта: «Роль семейных традиций в воспитании детей», анкетирование «Семейные традиции», Развлечения и праздник в ДОУ с участием родителей;

Участие в конкурсах, фестивалях, выставках.

Посещение этнографического музея, Иволгинского дацана,

 Музей быта старообрядцев с. Тарбагатай.

С педагогами:

Педагогический совет по теме: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Участие педагогов в фото-видео выставке «Я и моя семья»;

Помощь в создании выставки « Наши увлечения»;

Фотоколлаж « Традиции нашей группы»;

Разработка планов мероприятий для детей, консультаций для родителей; встречи с интересными и знаменитыми людьми поселка Аэропорт;

Создание копилки семейных праздников.

Педагогические условия:

- обеспечение программно-методическим материалом;

- создание эмоционально-комфортной атмосферы развития детей;

- привлечение к воспитательно-образовательному процессу родителей воспитанников, педагогов детского сада.

Предположительные результаты:

Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях и  традиций, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности.

 Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к каждому члену семьи; знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников.

Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.

Предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.

Сроки реализации проекта:

Проект является долгосрочный и рассчитан на 1 год.

Руководитель проекта: Воспитатель Кнауб Е.В

Участники проекта:

- Дети;

- Родители;

- Воспитатели и специалисты детского сада.

Возраст детей, участников проекта: Дети от 4 - 5 лет (средней группы)

Предмет проекта: Традиции: детского сада, семейные, народные.

Тип проекта:  поисково-творческий;

 

Проект состоит из нескольких этапов:

 Подготовительный этап:

 Срок - август – октябрь 2019 года

 Задача этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания педагогов, родителей, детей о семейных традициях.

1. Анкетирование родителей, педагогов по теме: «Семейные традиции»

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

 Реализация проекта:

 Срок: Октябрь 2019 год - Апрель 2020 год

Задача этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями через разные формы работы поисково-творческой направленности.

1. НОД с детьми на темы:

«Моя семья и родственники»;

«Семейные праздники и традиции»;

«Моя страна Россия»;

 

« Твоя родословная».

 

2. Экскурсия совместно с родителями в «Этнографический музей», Иволгинский дацан, Музей быта старообрядцев с.Тарбагатай.

3.Создание клуба « Молодая семья нашей группы»

4. Семейные развлечения:

 «День Матери»;

Конкурс « Самая Многодетная мама»

Конкур «Семья года» состоящая из трёх туров:   

1 тур- «Мама, папа, я спортивная семья»; (Ноябрь)

2 тур- «Мама, папа, я интеллектуальная семья»; (Март)

3 тур- «Мама, папа, я творческая семья»; (Апрель)

Конкурс «Я в Бурятии живу» («Юный Гэсэр и Дангина», «Добрый молодец и Красная Девица»).

«Дни рождения»

5. Семейные праздники:

«Новый год»;

« Сагаалган»;

«Мама милая моя»;

 «Широкая Масленица»;  

«Ярмарка игрушек »;  

«Пасха»;    Хочу такой сайт

 «День Победы»;

«Сурхарбан».

 6. Консультации для родителей на темы:

«Роль семейных традиций в воспитании детей»

«Семейные традиции и праздники»

«Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»

«Сказки, рассказанные на ночь»

«День рождения – только раз в году»

«Как сделать елку и игрушку своими руками?»

7. Мастер-класс  для родителей по теме: «Игрушка своими руками».

8. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».

9. Изготовление каждой семьей фотоколлажа «Семейные традиции»

10.Выставка « Семейное блюдо»

10. Творческий семейный конкурс «Моя родословная»

11. Семейная выставка  «Наши увлечения».

12. Родительское собрание: «Роль семейных традиций в воспитании детей».

13. Изготовление поделок с детьми ко Дню семьи, ко Дню Матери, Дню семьи, любви и верности, к Новому Году, к  Сагаалгану и т.д.

14. Выставки детских работ по теме:

«Семейные праздники»;

«Портрет любимой мамочки»;

«Моя семья»;

«Мой дом в будущем»;  

«Семейные посиделки»;

15. Фотовыставка «Я и моя семья».

16.Фотовыставка « Традиции нашей группы»

17. Просмотр видеозаписей из семейных архивов.

18.Неделя народной игры

19. Педсовет по теме «Приобщение дошкольников к русской и бурятской народной культуре»

 20.Фестиваль клуба « Молодая семья»

 Заключительный.

Срок: апрель - май 2014 года.

Задачи проекта: Систематизировать и представить на итоговом педагогическом совете опыт работы по использованию инновационных технологий в форме публичного доклада. Оценка результатов реализации проекта.

После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность методики:

Дети знают:

·        имена дедушек, бабушек;

·        профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

·        прошлое своей семьи;

·        происхождение своей фамилии;

·        народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

·        могут составить рассказ о членах своей семьи,  родословной;

·        пополнили словарный запас (реликвия, традиция, обряд, и т.д.);

·        приобрели представления об общечеловеческих ценностях;

·        научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

·        у них развито чувство гордости за свою семью.

Называют представителей других национальностей, населяющих наш посёлок, город и регион, уважают их культуру и традиции.

Родители:

·        приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;

·        укрепили межсемейные и внутрисемейные связи;

·        уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

·        научились хранить и чтить свои семейные традиции;

·        знают свою родословную,  до седьмого поколения;

·        знают, откуда произошли их фамилии;

·        знают народные песни, поют их на семейных праздниках;

·        научились  организовывать семейные праздники;

·        создают  фото видеоархив семейных праздников и традиций;

Педагоги:

расширили знания о народных праздниках, их происхождении;

пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными потешками, прибаутками, колыбельными;

разработали планы НОД, бесед для детей, консультации для родителей;

пополняют словарный запас детей;

 лучше знают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

создают копилку семейных праздников;

 интересуются традициями семьи.

Практический выход:

1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности;

2. Сценарии праздников, конкурсов;

3. Конспекты  консультаций;

4. Презентация проекта;

5.Создание в семьях новых традиций;

6. Создание русской избы в группе;

Список использованной литературы:

1.      Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /подготовительная группа/, ООО «Эллизе тррэйдинг», М., 2002.

2.     Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-

242с.

3.     Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

4.      Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - N6. - С.57-67.

5.     Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

6.     Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.

7.     Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система - М: Мозаика –  синтез, 2009.работы в подготовительной группе детского сада. – М: Мозаика – синтез, 2009.

8.     Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. –  № 1. - С. 67 - 73.

9.     Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.

10.                       Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.

11.                       Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. - М: Мозаика – синтез, 2008

12.                       Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с

13.                       Колдина Д.Н. Конспекты занятий по рисованию, аппликации, лепки в подготовительной группе группе, - - М: Мозаика – синтез, 2009.

14.                       Карпова Р.И., Ступина С.А. Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста – Улан-Удэ: издательство Бурятского госуниверситета, 2010.

15.                       Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010. - 64 с..

16.                       М. Новицкая. «Традиции в наших семьях», Ребенок в детском саду, №1, 2008.

17.                       Ривина Е.К. Зачем нужно знакомить дошкольников с родословной? // Детский сад от А до Я, № 4, 2004

18.                       Соломенникова О.А. Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Составитель Соломенникова О.А./  М.: Мозаика–Синтез, 2006

19.                       Суслова Э.К. некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников// Детский сад от А до Я, №3, 2003

20.                       Тараданов А.А. Как повлиять на семейное благополучие? // Человек, №2, 2004.

21.                       Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.

22.                       Юдина Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты // Педагогика 2002 №8

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».