11.09.2019
Семейные традиции»
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ –
родительский дом.
В последнее время о
традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и
повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других
стран, и реклама, где все всегда традиционно. Всем известно, что на Руси у всех
семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но,
после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были
упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось,
трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые. Изменились и взгляды на понятие « семьи», на
верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью –
семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей,
которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно
семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы
проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из
поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции – это
основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому
то и нужно возрождать традиции семьи и народов. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они
способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и
взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным
традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и
приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной
культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения:
мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные
качества, стремления, идеалы.
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка:
введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему
лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Наш
детский сад посещают дети разных национальностей: русские, буряты, украинцы,
татары, армяне и т.д. Акцент делается на
том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для
содержательной, интересной, доброй совместной жизни. Так
родилась идея реализации проекта под общим названием
«Семейные
традиции».
Целью использования проекта является погрузить дошкольников в
поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций: детского сада,
семей, народов разных национальностей, представителями которых являются семьи
воспитанников.
Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и
уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна
многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои семейные традиции,
познакомить с которыми я могу на примере семей воспитанников разных
национальностей.
Проблема: детям не понятно значение слова
«традиция».
Актуальность: Воспитание гармонично развитой личности в
новом Законе об образовании является приоритетным. Такое развитие возможно лишь
в тесном взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй. В
связи, с чем и возникла необходимость в разработке данного проекта по
развитию семейных традиций.
Цель проекта: Способствовать соблюдению
имеющихся семейных традиций и появлению новых;
обмен опытом семейного
воспитания и традиций;
повышение педагогической культуры родителей;
поиск новых форм
взаимодействия педагогов с
родителями.
Задачи проекта:
- Дать детям представление о том, что такое
“традиции”.
- Знакомить с традициями детского сада,
семейными обычаями.
- Развивать интерес к истории, традициям в
жизни людей;
- Развивать поисковую деятельность, творческую
активность, коммуникативные
навыки;
Чтобы дать детям возможность применять знания и навыки в своей деятельности, использую в своей работе различные формы работы:
С детьми:
Непосредственно образовательная деятельность в виде бесед, игр,
драматизаций, экскурсий.
Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.
Выставки детских работ в рамках реализации проекта; дидактические и
сюжетно-ролевые игры по проекту.
Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая
деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье;
Семейные развлечения, конкурсы, праздники, посещение музея.
Просмотры видеозаписей домашних праздников и других семейных традиций.
С родителями:
Наглядная информация (папки-передвижки, памятки для родителей, стендовая информация);
Беседы и консультации;
Родительские собрания в рамках реализации проекта: «Роль семейных
традиций в воспитании детей», анкетирование «Семейные традиции», Развлечения и праздник в ДОУ с участием родителей;
Участие в конкурсах, фестивалях, выставках.
Посещение
этнографического музея, Иволгинского дацана,
Музей быта старообрядцев с. Тарбагатай.
С педагогами:
Педагогический совет по теме: «Приобщение дошкольников к русской народной
культуре»
Участие педагогов в фото-видео выставке «Я и моя семья»;
Помощь в создании выставки « Наши увлечения»;
Фотоколлаж « Традиции нашей группы»;
Разработка планов мероприятий для детей, консультаций для родителей;
встречи с интересными и знаменитыми людьми поселка Аэропорт;
Создание копилки семейных праздников.
Педагогические условия:
- обеспечение программно-методическим материалом;
- создание эмоционально-комфортной атмосферы развития детей;
- привлечение к воспитательно-образовательному процессу родителей
воспитанников, педагогов детского сада.
Предположительные результаты:
Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить
представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях и
традиций, фольклоре; на основе познания способствовать речевому,
художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному
развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и
национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и
других как о личности.
Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к
каждому члену семьи; знание истории своей семьи, семейных традиций и
праздников.
Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель»
по данной проблеме.
Предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет
активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта,
а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
Сроки реализации проекта:
Проект
является долгосрочный и рассчитан на 1 год.
Руководитель проекта: Воспитатель Кнауб Е.В
Участники проекта:
- Дети;
- Родители;
- Воспитатели и специалисты детского сада.
Возраст детей, участников проекта: Дети от 4 - 5 лет
(средней группы)
Предмет проекта: Традиции: детского сада, семейные,
народные.
Тип проекта: поисково-творческий;
Проект состоит из
нескольких этапов:
Подготовительный этап:
Срок - август – октябрь 2019 года
Задача этапа: Создать необходимые условия для реализации данного
проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания педагогов,
родителей, детей о семейных традициях.
1. Анкетирование родителей, педагогов по теме:
«Семейные традиции»
2. Собеседование с детьми об их семье,
родственниках, семейных праздниках.
Реализация проекта:
Срок: Октябрь 2019 год - Апрель 2020 год
Задача этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями
через разные формы работы поисково-творческой направленности.
1. НОД с детьми на темы:
«Моя семья и родственники»;
«Семейные праздники и традиции»;
«Моя страна Россия»;
« Твоя
родословная».
2. Экскурсия совместно с родителями в «Этнографический
музей», Иволгинский дацан, Музей быта старообрядцев с.Тарбагатай.
3.Создание клуба « Молодая семья нашей группы»
4. Семейные развлечения:
«День Матери»;
Конкурс « Самая Многодетная мама»
Конкур «Семья года» состоящая из трёх туров:
1 тур- «Мама, папа, я
спортивная семья»; (Ноябрь)
2 тур- «Мама, папа, я интеллектуальная
семья»; (Март)
3 тур- «Мама, папа, я
творческая семья»; (Апрель)
Конкурс «Я в Бурятии живу»
(«Юный Гэсэр и Дангина», «Добрый молодец и Красная Девица»).
«Дни рождения»
5. Семейные праздники:
«Новый год»;
« Сагаалган»;
«Мама милая моя»;
«Широкая Масленица»;
«Ярмарка игрушек »;
«День Победы»;
«Сурхарбан».
6. Консультации для родителей на темы:
«Роль семейных традиций в воспитании детей»
«Семейные традиции и праздники»
«Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»
«Сказки, рассказанные на ночь»
«День рождения – только раз в году»
«Как сделать елку и игрушку своими руками?»
7. Мастер-класс для родителей по теме: «Игрушка своими руками».
8. Изготовление папки-передвижки «Возрождение
семейных традиций».
9. Изготовление каждой семьей фотоколлажа «Семейные традиции»
10.Выставка « Семейное блюдо»
10. Творческий семейный конкурс «Моя
родословная»
11. Семейная выставка «Наши увлечения».
12. Родительское собрание: «Роль семейных традиций
в воспитании детей».
13. Изготовление поделок с детьми ко Дню семьи, ко
Дню Матери, Дню семьи, любви и верности, к Новому Году, к Сагаалгану и т.д.
14. Выставки детских работ по теме:
«Семейные праздники»;
«Портрет любимой мамочки»;
«Моя семья»;
«Мой дом в будущем»;
«Семейные посиделки»;
15. Фотовыставка «Я и моя семья».
16.Фотовыставка « Традиции нашей группы»
17. Просмотр видеозаписей из семейных архивов.
18.Неделя народной игры
19. Педсовет по теме «Приобщение дошкольников к русской и
бурятской народной культуре»
20.Фестиваль
клуба « Молодая семья»
Заключительный.
Срок: апрель - май 2014 года.
Задачи проекта: Систематизировать и представить на итоговом педагогическом
совете опыт работы по использованию инновационных технологий в форме публичного
доклада. Оценка результатов реализации проекта.
После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие
эффективность методики:
Дети знают:
·
имена дедушек, бабушек;
·
профессии бабушек и дедушек, своих
родителей;
·
прошлое своей семьи;
·
происхождение своей фамилии;
·
народные игры, танцы, песни, заклички,
колыбельные;
·
могут составить рассказ о членах своей
семьи, родословной;
·
пополнили словарный запас (реликвия,
традиция, обряд, и т.д.);
·
приобрели представления об
общечеловеческих ценностях;
·
научились проявлять уважение к своим
родителям, членам семьи, людям труда;
·
у них развито чувство гордости за свою
семью.
Называют представителей других национальностей,
населяющих
наш посёлок, город и регион, уважают их культуру и традиции.
Родители:
·
приобрели знания о семейных и народных
традициях, праздниках;
·
укрепили межсемейные и внутрисемейные
связи;
·
уважительно относятся к своим предкам,
внимательно – к событиям в доме;
·
научились хранить и чтить свои семейные
традиции;
·
знают свою родословную, до седьмого поколения;
·
знают, откуда произошли их фамилии;
·
знают народные песни, поют их на семейных
праздниках;
·
научились организовывать семейные
праздники;
·
создают фото видеоархив семейных праздников и традиций;
Педагоги:
расширили знания о народных праздниках, их происхождении;
пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными потешками,
прибаутками, колыбельными;
разработали планы НОД, бесед для детей, консультации для родителей;
пополняют словарный запас детей;
лучше знают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что
будет способствовать тесному сотрудничеству;
создают копилку семейных праздников;
интересуются традициями семьи.
Практический выход:
1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности;
2. Сценарии праздников, конкурсов;
3. Конспекты консультаций;
4. Презентация проекта;
5.Создание в семьях новых традиций;
6. Создание русской избы в группе;
Список использованной
литературы:
1.
Алешина
Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
/подготовительная группа/, ООО «Эллизе тррэйдинг», М., 2002.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-
242с.
3. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
4. Варкки Н. Ребенок в мире творчества:
Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное
воспитание. – 2003. - N6. - С.57-67.
5. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
6. Виноградов
Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
7.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой
деятельности. Система - М: Мозаика – синтез,
2009.работы в подготовительной группе детского сада. – М: Мозаика – синтез,
2009.
8.
Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной
игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005.
– № 1. - С. 67 - 73.
9.
Давыдова О.И. Работа с родителями в
детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
10.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная
педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.
11.
Зацепина М.Б. Дни воинской славы.
Патриотическое воспитание дошкольников. - М: Мозаика – синтез, 2008
12.
Игры-драматизации // Эмоциональное
развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с
13.
Колдина Д.Н. Конспекты занятий по
рисованию, аппликации, лепки в подготовительной группе группе, - - М: Мозаика –
синтез, 2009.
14.
Карпова Р.И., Ступина С.А.
Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и
младшего школьного возраста – Улан-Удэ: издательство Бурятского
госуниверситета, 2010.
15.
Метенова Н.М. Родителям о детях.
Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010.
- 64 с..
16.
М. Новицкая. «Традиции в наших семьях»,
Ребенок в детском саду, №1, 2008.
17.
Ривина Е.К. Зачем нужно знакомить
дошкольников с родословной? // Детский сад от А до Я, № 4, 2004
18.
Соломенникова О.А. Воспитание и обучение в
подготовительной группе детского сада. Программа и методические рекомендации /
Составитель Соломенникова О.А./ М.: Мозаика–Синтез, 2006
19.
Суслова Э.К. некоторые мысли о
современном патриотическом воспитании дошкольников// Детский сад от А до Я, №3,
2003
20.
Тараданов А.А. Как повлиять на семейное
благополучие? // Человек, №2, 2004.
21.
Эстетическое воспитание в детском саду:
Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение,
1995.
22.
Юдина Н.П. Традиция: социокультурные и
педагогические аспекты // Педагогика 2002 №8