07.11.2020
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………...2
2. Организация работы кружка «Экономика
детям»…………………………...7
4. Перспективный план работы кружка…………………………………………9
5. Список использованных источников………………………………………..11
Пояснительная записка
Финансовое просвещение
и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.
Дети,
так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с
деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже,
овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на
житейском уровне.
На
наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и
общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые
привычки.
Грамотность
в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение
продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к
сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного
на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в
сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать
детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни.
С
детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах
жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не
влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Направленность кружка «Экономика детям»
План
кружка «Экономика детям» рассчитан на работу с детьми подготовительной к школе
группы 6-7 лет.
Содержание
кружка «Экономика детям» учитывает возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей
действительности, тесную связь нравственно-трудового и экономического
воспитания. Деятельность кружка «Экономика детям» направлена на
социально-коммуникативное познавательное развитие детей.
Актуальность и новизна
Финансовая
грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень
его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Не
секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие
права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае
нарушений.
Проведенные
статистические исследования говорят o том, что заниматься
повышением финансовой грамотностью населения необходимо на
государственном уровне.
Человек,
который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши
дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами,
которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь
важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей
становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого
лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой
ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как
относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны
объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно
потрудиться и заработать на это деньги.
Дети
должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке.
Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространённое явление
Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки.
Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести
бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети
должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем
зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним
будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают
перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди
психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения
финансовой грамотности.
Большинство
из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно
начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной
системы.
К
сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем
возрасте открывает хорошие возможности и
способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая
грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и
социально-экономических границ.
Цель
кружка «Экономика детям»: формирование основ финансовой грамотности
у детей подготовительной к школе группы.
Задачи
кружка «Экономика детям»:
-
сформировать первичные экономические понятия;
-
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда
людей);
-
уважать людей умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
-
осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту
человеческого творения;
-
признавать авторитетными качества человека: бережливость, экономность,
рациональность, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность,
отзывчивость, сочувствие (материальная помощь, поддержка, меценатство);
Основные
принципы системы работы по экономическому воспитанию
План
работы кружка составлен в соответствии с принципами, определенными федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1.
Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр,
упражнений и заданий).
2.
Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках
и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
3.
Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности
детей данного возраста).
4.
Наглядность (использование наглядно-дидактического материала,
информационно-коммуникативных технологий).
5.
Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через
использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой,
практической).
6.
Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного
положения детей, смена видов деятельности
Срок реализации – 1 год.
Организация работы
кружка «Экономика детям»
Время
проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность
практических занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятий в подготовительной
к школе группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 64 занятия).
Количество
участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Формы и методы
Занятия
групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и
предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и
использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в
игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических
игр.
Также
успешной реализации работы кружка «Экономика детям» способствуют:
-чтение
художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора,
авторских сказок;
-решение
логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций;
-беседы
о финансовой грамотности;
-тематические
беседы по ознакомлению с деньгами разных стран;
-сюжетно-ролевые
игры.
Ожидаемые
результаты:
В
конце реализации работы кружка планируем сформировать у детей следующие
понятия и представления:
1.
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше
зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3.
Умение проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;
4. Финансы
нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в
краткосрочном периоде).
5.
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные
правила финансовой безопасности).
6.
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности –
жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
7.
Экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих
потребностей с материальными возможностями);
8.
Проявлять бережливость в повседневной практической деятельности.
Перспективный план работы кружка
Месяц |
Тема занятия |
Сентябрь |
Беседа «Экономика и мы» |
Октябрь |
«Чтение и обсуждение и театрализация сказки «Колосок» |
Просмотр видеоматериалов «Работа хлебозавода» |
|
«Как выращивают хлеб» |
|
Ноябрь |
«Почта гнома Эконома» |
«Путешествие в страну электричества» |
|
Лепка «Наши помощники — электроприборы» |
|
«Современные профессии» |
|
Декабрь |
«Игра-путешествие водяной капельки» |
Конкурс «Назови профессию» |
|
Рисование «Портрет профессии моих родителей» |
|
«Путешествие по стране Экономика» |
|
Январь |
Драматизация русской народной сказки «Лисичка
со скалочкой» |
Беседа «Деньги и их роль в жизни».
Изготовление денег |
|
Февраль |
Сюжетно - ролевая игра «Банк» |
«Деньги и товары» |
|
Дидактическая игра «Супермаркет» |
|
Дизайн «Реклама товара» |
|
Март |
«В гостях у семьи экономистов» |
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр» |
|
Развлечение «Как три поросёнка хотели стать
экономистами» |
|
Беседа «Наш семейный бюджет» |
|
Апрель |
Игра-занятие «Накопление и потребление» |
Дидактическая игра «Доходы семьи» |
|
«Хочу и надо» |
|
Занятие-лаборатория «Экономим тепло» |
|
Май |
Мини – музей « Деньги» |
Список использованных источников
1. Липсиц И.В.
Удивительные приключения в стране экономики. М.: Вита-пресс, 2016. 336с.
2. Шатова А.Д. Тропинка
в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми
5-7 лет. М.: «Вентана-Граф»,2015.48с.
3. Познавательные сказки
для детей 4-7 лет. Методическое пособие/. Сост.. Л.Н. Вахрушева – М.: Т.Ц.
Сфера, 2013
4. Финансовая сказка:
сб. авт. сказок / сост. и науч. ред. Н.Н. Куницына. ― Ставрополь: 2018. – 74 с.
6. nsportal.ru
7. Maam.ru