31.10.2020
Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей.
Психологом и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами - создание фигурок из бумаги.
Складывание бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.
Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.
Цель: Обучение детей объёмному моделированию из бумаги через технику «Оригами». Формирование у детей интереса к искусству оригами и раскрытие творческого потенциала детей.
Задачи:
- Учить детей различать приемы преобразования бумаги;
- Познакомить с базовыми формами в оригами;
- Способствовать развитию творческих способностей;
- Развивать кисти рук, глазомер, координацию движений;
- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполнеными в технике оригами;
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Формы и методы работы:
1. Проведение тематических занятий.
2. Оформление серии выставок для детей.
3. Изготовление поделок.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
7. Работа с методической литературой. Перспективный план работы с детьми
Сентябрь
Познакомить детей с японским искусством оригами; вызвать у них интерес, желание в дальнейшем научиться изготовлению поделок в стиле оригами. Заинтересовать детей в изготовлении поделок в стиле оригами, продемонстрировать их. Воспитывать усидчивости, аккуратности.
1. Беседа с детьми на тему: «Что такое оригами»
2. Просмотр презентации «Искусство оригами»
3. Д/и по ориентированию на плоскости листа «Зоопарк», «Куда плывёт рыбка».
4.Показ сказки «Теремок» оригами.
Октябрь Продолжить знакомство детей с японским искусством «Оригами», учить выполнять объемные поделки, используя базовую форму «треугольник». Познакомить с названиями углов, сторон квадрата и треугольника, с понятием «диагональ».
Упражнять детей в аккуратном складывании. Развивать творческие способности.
1.Знакомство с базовой формой: треугольник, д/игра «Назови правильно»
2. Изготовление простой поделки «Кошка»
3. Изготовление поделки с рисованием. «Собачка»
4. Изготовление простой поделки «Лиса».
Ноябрь
Научить новому приёму моделирования (частичное наложение); развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали. Воспитывать желание создавать коллективную композицию. Воспитывать терпение, внимание, совершенствовать трудовые навыки.
1.«Елочка - колкая иголочка».
2. «Встреча в зайчат осеннем лесу».
3.Коллективная работа «Цветы для мамы» ко дню Матери.
4.Знакомство с базовой формой: воздушный змей, дверь, книга.
Декабрь
Продолжать учить
изготовлению простых по форме изделий в технике оригами.
Воспитывать интерес к
конструированию из бумаги; учить аккуратности, умению содержать в порядке
рабочее место.
1.«Снеговик».
2.«Снежинка».
3. «Дед мороз».
4. «Снегурочка».
Январь
Научить детей складывать фигурку птицы; закрепить складывание базовой формы «воздушный змей», приемы сгибания и складывания бумаги, учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге. Развивать мелкую моторику, речь, память, воображение, творческую активность, умение ориентироваться на квадрате. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, любовь к природе.
1.«Снегирь».
2.«Ворона».
3.Коллективная работа «Птицы на ветке».
Февраль
Продолжать закреплять умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”; совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. Развивать внимание, память, творческие способности, мелкую моторику рук.
1.«Стакан».
2. «Сердце».
3.«Конфетница».
4.«Пингвиненок».
5.«Самолет» Изготовление поделок в преддверии Дня
защитника отечества.
Март
Стимулировать желание детей создавать цветы с помощью техники оригами из
бумаги, формировать творческие способности. Продолжать закреплять выполнение
базовой формы «двойной треугольник» с целью дальнейшего его преобразования.
Развивать у детей умение следовать инструкциям педагога. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи. Воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими руками.
1.«Колокольчик».
2.«Тюльпан».
3.«Пилотка».
4.«Карандаш».
Апрель
Формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы
с бумагой; продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.; обогащать словарь ребенка специальными терминами;
учить создавать композицию с изделиями, выполненными из бумаги. Развивать внимание,
память, логическое и
пространственное воображение; творческие способности и фантазию детей.
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги; формировать культуру труда
и совершенствовать трудовые навыки.
1.«Кораблик».
2.«Ракета».
3.«Машина».
4.«Дом».
Май
Продолжить формировать интерес детей к искусству оригами, умение конструировать
поделку; продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях. Совершенствовать
мелкую моторику пальцев рук; развивать конструктивное, логическое и пространственное
мышление, внимание, аккуратность.
Продолжить прививать любовь к животному миру и бережное отношение к природе. Воспитывать
культуру поведения на занятии.
1.«Вертушка».
2.«Рыбка».
3.«Кит».
4.«Лягушка».
- Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».
- Оформление альбома «Вот что мы умеем».
.