Рабочая программа средней группы 15 Светлячки

Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………3
1.2. Цели и задачи рабочей программы……………………………………………… 3
1.3. Возрастные особенности детей……………………………………………………4
1.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования (целевые ориентиры) ……………………….4
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным
областям…………………………………………………………………………………………7
2.1.1Образовательная область «Физическое развитие»……………………………...7
2.1.2.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………8
2.1.3.Образовательная область «Познавательное развитие»………………………...8
2.1.4.Образовательная область «Речевое развитие»………………………………….9
2.1.5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»…………9
2.2. Описание методов, вариативных форм и способов реализации програм…….10
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик ………………………………………………………………………………...11
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………..12
2.5.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………….13
2.6.Вариативная часть…………………………………………………………………15
III. Организационный раздел
3.1Учебно - методическая литература и пособия…………………………………….18
3.2 Режим дня…………………………………………………………………………...18
3.3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………19
3.3.1. Календарно-тематическое планирование………………………………………22
3.3.2. Календарь развлечений и праздников в средней группе………………………30
3.4 Особенности организации образовательного пространства в группе………….. 30

1

I. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию детей средней группы, далее - Программа, разработана в
соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад №15 «Радуга» г.
Улан-Удэ на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой 2014г, в соответствии с введением в
действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в
Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы
№15 «Светлячки», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №15 «Радуга», охватывает весь комплекс содержания и организации жизни и
воспитания детей 4-5 лет в условиях ДОО, планирование культурно- досуговой, совместной
деятельности воспитателя и дошколят, взаимодействие с семьями воспитанников.
1.2. Цели и задачи реализации программы средней группы
Целью программы является обеспечение эмоционального благополучия и положительного
отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах:
– социально-коммуникативной;
– познавательной;
– речевой;
– художественно-эстетической;
– физической.
Цели Программы реализуются через решение следующих задач:
- укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование основных
движений, воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек;
- развитие связной речи, познавательной детской активности детей; обогащение практического
сенсорного опыта; обучение приемам элементарного анализа, сравнения, группировки объектов по
отдельным признакам; расширение представлений об окружающем мире:
- создание условий для дальнейшего развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры, ролевого
игрового поведения и взаимодействия в игровой подгруппе, интереса к театральным, подвижным,
музыкальным и познавательно-развивающим играм.
- воспитание самостоятельности на основе овладения разнообразными умениями и способами
деятельности.

2

- Развитие доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам, эмоциональной
отзывчивости; воспитание культуры речевого общения и поведения;
- Воспитание уверенности, стремления к самостоятельности и взаимодействию со взрослыми и
сверстниками.
1.3.Возрастные особенности детей средней группы
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4-5 лет все еще не осознают социальные нормы и
правила повеления, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том,
«как надо (не надо) себя вести».
4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной
принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня
короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»).
Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное
произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки,
передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
В

музыкально-художественной

и

продуктивной

деятельности

дети

эмоционально

откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного
искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные
состояния людей, животных.
Возрастные особенности детей среднего возраста (4-5 лет) более подробно изложены
авторами УМК к программе «Детство» страницы 16-19. (Детство: Примерная образовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и
др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 - 321
с.)
1.4.Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
- Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач,
поставленных взрослым.
Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным
видам деятельности, активно участвует в них. Сформированы специальные умения и навыки
(речевые,

изобразительные,

музыкальные,

конструктивные

и

др.),

необходимые

для

осуществления различных видов детской деятельности.
- Откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на художественные
произведения, мир природы.

3

- Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со
сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские
связи между детьми.
Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится
к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов
поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
- В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою
новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметовзаместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые
замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог.
- Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации.
В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
- Речевые контакты становятся более длительными и активными.
Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к
героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для
поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С
помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
- Движения

стали значительно

острую потребность

более уверенными

и разнообразными. Испытывает

в движении. Эмоционально окрашенная деятельность становится не

только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.
- Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения
культурно-гигиенических навыков.
Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения
определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила
общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По
напоминанию взрослого

старается придерживаться основных правил поведения в быту и на

улице.
- Отличается высокой активностью и любознательностью.
Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас
представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность
экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и
называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские
4

действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных
признаков.
- Имеет представления:
- о себе: знает свое имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои
умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («строить
дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны
руки, ноги, глаза, ресницы и пр.);
- о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о
произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о
профессиях работников

детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры,

воспитателя, прачки;
- о государстве: знает название страны и города, в котором живёт, хорошо ориентируется в
ближайшем окружении.
Владеет

разными

способами

деятельности,

проявляет

самостоятельность,

стремится к

самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя
драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДОУ, следует
рассматривать, как социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка.

Это

ориентиры

для

педагогов

и

родителей,

обозначающие

направленность

воспитательной деятельности взрослых.
Планируемые результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров
образования в среднем возрасте, и они подробно описаны авторами УМК к программе
«Детство» страницы 38-46. (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 - 321 с.)

5

II.

Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого - педагогической работы по образовательным областям


Физическое развитие.



Социально-коммуникативное развитие;



Познавательное развитие;



Речевое развитие;



Художественно-эстетическое развитие;
Содержание

образовательной

области «Физическое

развитие» реализуется

на

занятиях

в

процессе

(непосредственно образовательной деятельности): «Физическое развитие».
Содержание

области «Социально-коммуникативное

развитие» реализуется

совместной коммуникативной деятельности на занятиях (непосредственно образовательной
деятельности): «Социальный мир».
Содержание

области «Познавательное

развитие» реализуется

в

процессе

совместной

познавательно-исследовательской деятельности на занятиях (непосредственно образовательной
деятельности): «Мир природы», Математическое развитие».
Содержание

образовательной

области «Речевое

развитие» реализуется

на

занятиях

(непосредственно образовательной деятельности): «Речевое развитие».
Содержание

образовательной

области «Художественно-эстетическое

развитие» реализуется на занятиях (непосредственно образовательной деятельности) «Мир
искусства и художественная деятельность» и включает в себя рисование, аппликацию,
конструирование, лепку (в зависимости от возрастных возможностей и особенностей детей).
Планирование образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
детей, представленными в пяти образовательных областях.
2.1.1. Физическое развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны), формирование начальных представлений о некоторых

видах спорта, овладение

подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его

6

элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Содержание работы:
- Двигательная деятельность.
- Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами
и правилами.
2.1.2. Социально-коммуникативное развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального
интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование

готовности

к

совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Содержание работы:
- Дошкольник входит в мир социальных отношений (эмоции, взаимоотношения и сотрудничество,
правила культуры поведения, общения с взрослыми и сверстниками, семья, детский сад).
- Развиваем ценностное отношение к труду (труд взрослых и рукотворный мир, самообслуживание
и детский труд).
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2.1.3. Познавательное развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.
Содержание работы:
7

- Развитие сенсорной культуры.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях.
- Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, многообразии стран и
народов мира.
- Ребёнок открывает мир природы.
- Первые шаги в математику, исследуем и экспериментируем.
2.1.4. Речевое развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание работы:
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие
речевого творчества.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
2.1.5. Художественно-эстетическое
Извлечение из ФГОС ДО:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование
художественной

элементарных
литературы,

представлений
фольклора;

о

видах

искусства;

стимулирование

восприятие

сопереживания

музыки,

персонажам

художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Содержание работы:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность.
8

- Конструктивно-модельная деятельность.
- Музыкально-художественная деятельность.
2.2. Описание методов, вариативных форм и способов реализации программы.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных
ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социальнокоммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей.
Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагают
познавательное общение воспитателя

и детей, самостоятельность

детей и

личностно-

ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в
том числе схемы, предметные и условно-графические модели.
Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для
разнообразных

самостоятельных

игр,

продуктивной

деятельности

по

выбору детей

и

доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Воспитатель также планирует время
для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о
любимых книгах.
При реализации образовательной программы «Детство» педагог:
- продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия
эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
- определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие
равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на
помощь, поддержать;
- соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе
которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех,
развитие детской самостоятельности, инициативы;
-

осуществляет

развивающее

взаимодействие

с

детьми,

основанное

на

современных

педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи
меня, помоги мне сделать это»;
- сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и
самостоятельную деятельность детей;
- ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный
опыт детей, эмоции и представления о мире;
- создает развивающую предметно-пространственную среду;
- наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
- сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
9

Методические приемы, используемые при осуществлении образовательной деятельности
- реальные и условные, проблемные практические и проблемно-игровые
- ситуации
- рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций, рисунков,
- фотографий;
- использование ИКТ;
- участие в совместных проектах;
- совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, сюжетно- дидактические игры и игры с правилами социального содержания
- использование художественной литературы и художественного слова;
- беседы и наблюдения; дидактические игры и упражнения;
- рассказ воспитателя; экскурсии;
- игры – путешествия;
- проблемные ситуации и использование вопросов поискового характера;
- продуктивная деятельность.
2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной
деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного
результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для
выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Культурные практики

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные

практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах
деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора,
творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация
культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Такими культурно-смысловыми контекстами выступают, условно говоря, "типы исследования",
доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую
позицию:
1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2) коллекционирование (классификационная работа);
Для

реализации

содержания

основной

образовательной

следующие формы образовательной
10

программы

используются

деятельности: исследования и опыты, наблюдения с комментариями происходящего и
обсуждениями, театрализованные игры, игры-драматизации, фольклорные игры; музыкально литературные гостиные для детей и родителей; тематические развлечения, спортивные праздники,
соревнования и др.
Выбор той или иной формы деятельности всегда педагогически обоснован и целесообразен.
Освоение

детьми

определённого

содержания

образовательной

программы

завершается

организацией того или иного события-праздника, соревнования, досуга, выставки, на которых
дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и
интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с
собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия
ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в
утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной
инициативной деятельности:
- самостоятельные сюжетно-ролевые, театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих
требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых
знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению
знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно
выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска
новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело
до конца;

11

- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно
обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость,
равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок участвовал раньше,
но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить,
как он действовал в аналогичном случае.
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий,
подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению
инициативы и творчества.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.
Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень
личностного развития - у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми.
Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я
был маленьким…») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для
ребенка - его родители, близкие.
Перспективный план работы с родителями.
Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и
развития детей.
Задачи: - повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским
садом.
- приобщать родителей к активной, совместной работе с педагогами ДОУ в новом учебном году.
Месяц

Формы работы, содержание
Совместная подготовка к учебному году (обновление группового инвентаря,
участка), создание тематических уголков в группе (физкультурный, театральномузыкальный, уголок конструирования, уголок сенсорного развития, уголок
развития речи, уголок природы, уголок сюжетно-ролевых игр, уголок

Сентябрь

дидактических игр, книжный уголок, уголок изодеятельности)
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Сентябрь»
Оформление информационного стенда
Консультация. «Особенности организации занятий детей 4-5 лет»
Беседа с родителями «Начинаем учиться вместе!»
12

Родительское собрание: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни
детского сада и его воспитанников»
Папка-передвижка «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья
детей»
Открытый диалог «Драчуны. Как исправить ситуацию»
Индивидуальные беседы с родителями
Беседы с родителями на тему: «Что ВЫ знаете о своём ребёнке?»
Октябрь

Консультация для родителей: «Методы нетрадиционного рисования»
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Октябрь»
Консультация «Развитие представлений о цвете, форме и величине посредством
развивающих игр»
Осенний утренник
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Ноябрь»
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно одеть ребёнка
на прогулку»
Наблюдение за игровой деятельностью детей в детском саду.

Ноябрь

Консультация для родителей «Леворукий ребенок»
Развлечение «День матери»
Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым –
закаляйся!»
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Декабрь»
Консультация «Роль книги в речевом развитии детей»
Консультации «Береги себя» (охрана безопасности жизни – о чем можно
побеседовать с ребенком)

Декабрь

Семейный творческий конкурс «Мастерская Дед Мороза»
Родительское собрание: « Не бойтесь экспериментировать»
Папка-передвижка
«Как встретить Новый год!», «Поздравление для всех!»
Новогодний утренник
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Январь»

Январь

Индивидуальные беседы по теме «ЗОЖ»
Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно

13

общаться с детьми»
Индивидуальные беседы с родителями. Обсуждение особенностей поведения,
характера и привычек ребёнка
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Февраль»
Индивидуальная беседа о творческих способностях ребенка
Февраль

Родительское собрание: «Речевые навыки и значение в дальнейшем обучении
детей» (Круглый стол с элементами ситуативного практикума)
Консультация «Развиваем мелкую моторику рук»
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Март»
Выставка детских работ «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
(разнообразная техника)
Утренник к 8 марта

Март

Консультация «Формирование самостоятельности у детей»
Оформление стенда с информацией: «В здоровом теле, здоровый дух» (из жизни
детей в группе: закаливание, физкультурные занятия, игры на свежем воздухе)
Анкетирование родителей: «Физическое развитие вашего ребенка»
Консультации для родителей: «Закаливание укрепляет организм»
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Апрель»
Индивидуальная беседа «Рассмотрим картинку вместе»

Апрель

Консультация «Играйте вместе с детьми»
Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности»
Рекомендации «Опасные ситуации в жизни ребёнка»
Материалы для оформления родительского уголка в приёмной «Май»
Итоговое родительское собрание: « Успехи нашей группы»

Май

Папка-передвижка: «Что должен знать и уметь выпускник средней группы»
Оформление папки-передвижки: «Лето - пора отдыха!»
Памятка «Безопасность ребенка в быту»

\

14

2.6. Вариативная часть по экологическому воспитанию.
Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. С
принятием закона Росс ой Федерации «Об образовании» и Федерального закона РФ «Об охране
окружающей среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы
непрерывного экологического воспитания и образования населения. Последний закон в главе
«Основы формирования экологической культуры» устанавливает обязательность всеобщего
комплексного экологического образования.
Цель: Формирование через все виды детской деятельности дошкольников начал экологической
культуры,

подразумевающей

сформированное

экологическое

сознание,

экологически

ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к
знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.
Задачи: 1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению
норм поведения в природе, в обществе.
2. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
3. Вырабатывание познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
Дата
Сентябрь 1
2
3
4
Октябрь 1
2
3
4
Ноябрь 1
2
3
4
Декабрь 1
2
3
4
Январь 2
3
4
Февраль1
2
3
4
Март
1
2

Перспективный план работы
Тема
«Что нам осень принесла?»
«Путешествие в страну осень»
«Лес»
«Царство грибов»
«Перелётные птицы»
«Знакомство детей с почвой»
«Глина и земля»
«Ваза с яблоками»
«Животные и птицы нашего края»
«12 ноября – Синичкин день»
«В гости к нам зима идет»
«Путешествие в зимний лес»
«Растения зимой»
«Зимние явления в неживой природе»
«Зимующие птицы»
«Ёлочка – красавица»
«Зимние месяцы»
«Путешествие на север»
«В гости к деду Природоведу»
«Вода вокруг нас»
«Речные и морские камни»
«Кто живёт в реке»
«Морские тайны»
«Почему белые медведи не живут в лесу»
«Животные жарких стран»
15

3
4
Апрель 1
2
3
4
Май
1
2
3
4

«Весенние явления в неживой природе»
«Как солнце жизнь дает земле»
«Огород на окошке»
«Насекомые»
«Растения весной»
«Встречаем птиц»
«Мир комнатных растений»
«Человек – живой организм»
«Цветущий сад»
«Экологическая тропа»

16

III.

Организационный раздел

3.1 Учебно- методическая литература и пособия.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.

12.
13.

Название

Автор

Примерная образовательная программа дошкольного
образования «Детство»
Рабочая программа для воспитателя. Ежедневное
планирование по программе «Детство». Средняя группа.
Комплексные занятия по программе «Детство». Средняя
группа.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Методический комплект программы «Детство» ФГОС.
Математика- это интересно. Парциальная программа.
ФГОС.
Развитие речи детей 3-5 лет. ФГОС ДО.
Развитие фонематического слуха у детей 4 -5 лет. «От
слова к звуку» ФГОС ДО
Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа.
Неизведанное рядом. Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников.
Конструирование и ручной труд в
детском саду. Средняя группа.

Т.И. Бабаева

Год
издания
2017 г.

Н.Н. Еладышева

2017 г.

З.А. Ефанова

2017 г.

З.А. Михайлова

2017 г.

З.А. Михайлова

2017 г.

О.С. Ушакова
Е.В Колесникова

2019 г.
2022 г.

И.А. Лыкова

2016 г.

О.В. Дыбина

2002 г.

И.А. Лыкова

2019 г.

Математика для детей 4 – 5 лет. Учебно-методическое Е.В Колесникова
пособие.
Основы безопасности детей
Н.Н.Авдеева
дошкольного возраста.
О.Л.Князева
Р.Б.Стеркина
Физическая культура дошкольникам. Средний возраст.
Л.Д.Глазырина;
Планирование и организация образовательного процесса А.Г.Гогоберидзе
дошкольного учреждения по примерной основной
общеобразовательной программе «Детство».

2020 г.
2000 г.
2014 г.
2013 г.

3.2 Режим дня
Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Он предусматривает разнообразную совместную образовательную деятельность дошкольников
педагогом и самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей.

Режимные моменты
Холодный период года (сентябрь-май)
Утренняя встреча детей, свободная игра, самостоятельная
деятельность
Утренняя гимнастика
17

Время
7.30-8.20
8.20-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак
Совместная, игровая деятельность
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами

8.30-8.50
8.50-9.00
9.00-9.20
9.30-9.50

Второй завтрак
Подготовка к прогулке, выход на прогулку, прогулка
(физкультурные занятия, игры, наблюдение, труд, совместная
деятельность)
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
Обед
Подготовка ко сну
Дневной сон
Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические
процедуры, динамический час, самостоятельная деятельность
Подготовка к ужину, ужин
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность
детей, досуги, развлечения.
Подготовка к прогулке
Прогулка, уход домой
Теплый период года(июнь—август)
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика,
индивидуальное общение
воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельные игры
Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность
на прогулке
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна,
воздушные,
водные процедуры
Подготовка к полднику, полдник
Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной
деятельности
в центрах активности
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

9.50-10.00
10.00-11.30

11.30-11.50
11.50-12.20
12.20-12.40
12.40-15.00
15.00-15.45
15.45-16.05
16.05 – 16.15
16.15-16.30
16.30-18.00

7.30-8.30
8.30-8.50
8.50-9.15
9.15-11.40
11.40- 12.15
12.15-13.00
15.000-15.30
15.30-16.00
16.00-17.00
17.00-18.00

3.3. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ,
МЕРОПРИЯТИЙ
Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами,
создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и
перспективам. Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетнотематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов

18

детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют
содержание, методы и приемы из разных образовательных областей.
Краткое содержание традиционных событий и праздников
СЕНТЯБРЬ
- Я и мои друзья «Мы снова вместе». Встреча детей после лета. Знакомство с новыми детьми
группы. Повторение правил общения друг с другом и воспитателем.
- Детский сад «Наша любимая группа». Знакомство детей с обстановкой в группе,
расположением центров активности. Воспитание умений взаимодействия в совместных видах
деятельности, желания поддерживать порядок в группе.
- Спортивный праздник «В гостях у светофора»
ОКТЯБРЬ
- Осень. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
- Мир вокруг нас «Будь осторожен: опасное и безопасное вокруг нас». Ознакомление детей с
правилами поведения в местах с опасными предметами дома и в детском саду. Совместная
деятельность педагога и детьми по составлению алгоритма правил безопасности.
- Праздник «Золотая Осень»
НОЯБРЬ
- «Страна, в которой я живу «Что мы знаем о России». Развитие умения узнавать флаг и герб
страны. Воспитание уважительного отношения к символам страны. Составление альбома с
символами России ко Дню Народного единства.
- Развлечение «Хоровод дружбы».
-

Моя малая Родина (город, поселок, село) «Детский сад в нашем городе» (дом, улица).

Ознакомление с расположением детского сада на местности: адрес, номер, близлежащие здания.
- Мир игры «Мои любимые игрушки». Рассматривание игрушек: установление связей между
строением и назначением каждой части игрушки.
ДЕКАБРЬ
- Зима. Зимние забавы.
- «Как помочь птицам зимой». Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
- К нам приходит Новый год. Изготовление новогодних игрушек и украшений для группы. Чтение
и разучивание новогодних стихов.
- Новогодний праздник.
ЯНВАРЬ
-

Рождественское чудо. Знакомство с художественными произведениями о Зиме и символах

праздника (свечи, ангелы).
19

- «Зимовье зверей». Обогащение представлений детей о зимовье зверей: способах добывания
пищи, спасении от хищников, защиты от сильных морозов.
ФЕВРАЛЬ
- Встреча Нового года по Восточному календарю – Сагаалган.
- Мир профессий «Взрослые и дети». Обогащение представлений детей о правилах общения со
взрослыми (этикет приветствия, прощания, обращения, извинения, просьбы). Воспитание
уважительного отношения к взрослым.
- Защитники Отечества «Наши папы – защитники России». Ознакомление с Российской Армией,
ее функцией защиты России от врагов. Изготовление праздничных открыток для пап.
МАРТ
- Весна пришла «Красота в искусстве и жизни». Рассматривание фотографий и картин.
- Изготовление подарков для мамы.
- Детский праздник 8 марта. Поздравления мам.
- Книжкина неделя «Наши любимые книжки». Подбор книг по теме с произведениями разных
жанров (стихи, загадки, сказки, рассказы). Чтение, пересказ, разучивание стихов, рассматривание
иллюстраций, драматизация. Выставка любимых детских книг.
АПРЕЛЬ
- Юмор в нашей жизни «Веселые истории». Воспитание интереса к литературным и
изобразительным юмористическим произведениям.
- Праздник «День радости»
- Тайна третьей планеты. Все о космосе. Рассматривание картинок о полете в космос животных и
человека. Лепка, аппликация, рисование ракеты, постройка ракеты из строительного материала.
МАЙ
- День Победы «День Победы». Ознакомление детей с содержанием праздника, с памятными
местами в городе, посвященными празднику. Рассматривание картин, иллюстраций.
- Социальная акция «Открытка для ветерана». Изготовление открыток для ветеранов.
ИЮНЬ
- Здравствуй, лето! «Безопасное лето». Воспитание желания соблюдать правила безопасности на
дороге, на воде, в лесу, в парке развлечений.

20

3.3.1. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
Средняя группа,
2-ая младшая группа

Итоговые мероприятия

29.08 –
02.09

«Мой детский сад»
Адаптация к условиям
детского сада;
представления о себе
(имя: ласковое,
полное), пол, возраст.
Представления о
сверстниках,
некоторые
представления о
гигиенических
умениях и правилах,
личных вещах.
Элементарные правила
поведения и культуры
в общении со
сверстниками,
взрослыми
«Весёлые игрушки»
Адаптация к
пространству и
предметному
оснащению группы;
рассматривание разного
вида игрушек;
сенсорный опыт,
тактильное и
зрительное
обследование
предметов; развитие
игрового опыта.

Развлечение
«До свидания лето»,
выставка стенгазет,
папки-передвижки
«Как я провел лето»

месяц

неделя

Сентябрь

5.09 –
09.09

Фотоколлаж
«Я и мои друзья»

21

12.09 –
16.09

«Мир красоты»
Ознакомление с
микрорайоном,
где
располагается
детский сад, с
достопримечате
льностью
района, с
культурными
учреждениями.
Способы
использования
карандашей,
красок в
рисование
простых
элементов;
экспериментиро
вание с
графическими
материалами и
их
обследование;
моторные и
изобразительны
е умения.
«Мы едем, едем, едем…»
Ознакомление детей с основными
видами транспорта. Сравнение двух-трех
видов транспорта.
Рассматривание разных по размеру
машин; обследование игрушечных
машин.

Выставка рисунков,
фотографий «Мой любимый
город»

26.09 –
30.09

«Взрослые и дети»
Обогащение представлений детей о
правилах общения
с взрослыми. Воспитание уважительного
отношения к взрослым.

Создание фотовыставки
«Бабушка, рядышком с
дедушкой»

3.10- 7.10

«Домашние животные»
Яркие впечатления о домашних
питомцах (собака, кошка); внешний вид,
строение, особенности покрова,
различия внутри вида; признаки живого;
элементарные правила заботы о них.

Социальная акция
«Дари добро» - участие в
сборе корма бездомным
животным.

Октябрь

19.09 –
23.09

22

Спортивный досуг «В гостях
у светофора»

10.10 –
14.10

«Что нам осень подарила»
Приход осени, признаки осени,
наблюдение изменений в природе.
Представление о некоторых овощах,
фруктах, ягодах, грибах: внешний вид,
условия роста.
Проявление осени в природе, в одежде
людей.

Проведение ярмарки «Осень,
осень в гости просим!»

17.10 –
21.10

«Труд взрослых»
Знакомство с уборочной техникой,
трудовыми процессами людей по уборке
урожая.
Рассматривание и сенсорное
обследование овощей и фруктов.

Утренник «Осень в гости к
нам пришла»;
выставка рисунков.

24.10 –
28.10-

«Сидят в гнезде две птички…»»
Ознакомление с изменениями в жизни
птиц с приходом осени и зимы.
Рассматривание разных видов корма для
птиц, кормушек.

Театрализованная
постановка «Серая шейка»,
«Гадкий утёнок»

31.10 –
03.11

«Дом, в котором мы живем»
Дом – жилое помещение, дом и здание
детского сада: структурные части:
внешний вид, назначение, некоторые
используемые материалы, строительство
домов людьми. Правила совместного
проживания и бережного отношения
Ознакомление с расположением
детского сада (адрес, номер,
близлежащие здания), прогулка по
окрестностям детского сад.
«Добрый доктор Айболит»
Представления о частях и органах тела
(нос, рот, глаза, уши, язык); правила
здоровьесберегающего поведения;
некоторые атрибуты доктора, вежливые
формы обращения.

Развлечение
«День народного единства»

ноябрь

07.1111..11

23

Развлечение
«В гостях у Айболита».

14.11 –
18.11

«Угощения для Деда Мороза»
Рассматривание образа Деда Мороза
(внешнего вида (борода, варежки,
валенки, посох, расписная шуба),
поведения (дарит подарки, помогает
зверям). Праздничная кулинария и
угощения: название некоторых простых
блюд. Выделение формы, размера, цвета
праздничных угощений.

21.11 25.11

«Мы разные – мы вместе. Мальчики и Развлечение «Хоровод
дружбы».
девочки»
Рассматривание и сравнение внешнего
вида мальчика и девочки, этикет
общения; группировка игрушек по
гендерному принципу.
Одежда для мальчиков и девочек
(отличия); название, внешний вид,
особенности покроя, цвета,
декоративные элементы, обследование
ткани.

28.1102.12

«В мире музыки»
Развитие творческих способностей детей
средствами музыкального искусства;
знакомство детей с музыкальными
инструментами и способами игры на
них.
Воспитывать интерес и любовь к
музыке.
«Зимушка-зима в гости к нам
пришла»
Признаки зимы (снег, снегопад, холод,
заснеженность деревьев, застывание
воды - лед). Свойства снега (холодный,
рассыпчатый, лепится, хрупкий снежный
шар).
Ознакомление с явлениями неживой
природы. Изучение свойств и качеств
снега.

Выставка музыкальных
инструментов
изготовленных из
бросового материала.

«Волшебный конструктор»
Приобщение к конструированию;
развитие интереса к конструктивной
деятельности, знакомство с различными
видами конструкторов. Воспитание
желания и умения взаимодействовать со
сверстниками при создании
коллективных работ.

Выставка детского
творчества из разных видов
конструктора

05.12 –
09.12

декабрь

12.12 –
16.12

24

Конкурс детского творчества
«Открытка для дедушки
Мороза»

Выставка детских рисунков
«Снежные узоры»

19.12 –
23.12

«Тили - бом, загорелся Кошкин дом»
Формировать представление детей о
пожароопасных предметах, которыми
нельзя самостоятельно пользоваться;
дать представление о правилах
пожарной безопасности.

Выставка
стенгазет «Спички детям - не
игрушки»;
«Огонь друг огонь враг»
Изготовление макета
«Пожарный щит».

26.12 –
30.12

«К нам приходит новый год»
Продолжать формировать представления
детей о традициях празднования Нового
года (подарки, украшение ёлки, дома), о
главных героях праздника (Дед Мороз,
Снегурочка).
«С горки радостно качусь»
Виды саней, санок-ледянок, коньки,
лыжи: название, внешний вид,
особенности структуры, назначение;
правила безопасности
жизнедеятельности на прогулке; зимние
забавы.
Сказочно-ассоциативный образ
транспорта Деда Мороза (сани,
запряженные оленями).
«Зимовье зверей»
Обогащение представлений о зимовье
зверей: способах добывания пищи,
спасения от хищников, зашиты от
сильных морозов.
Звери (взрослые и их детёныши):
отличия во внешнем виде, поведении,
возможностях, проявление родственных
чувств в мире природы (забота).
Название животных (взрослых и
детенышей).

Утренники «Новый год»

«Мой дом мебель, посуда»
Ознакомление с названием некоторых
видов и назначением посуды,
формировать умения различать и
называть ее части.
Совершенствовать знания детей о
предметах мебели и ее назначении.

Мини-музей «Такая разная
посуда»

09.01 –
13.01

16.01 –
20.01

январь

23.01 –
27.01

25

Праздник «Гуляют ребятки в
Рождественские святки»

Изготовление мини-книжки
«Дикие животные нашего
края»

30.0103.02

06.02 –
10.02

13.02 –
17.02

21.0222.02

февраль

27.02 –
03.03

март

06.03 –
10.03

«Витамины – помощники здоровью»
Ознакомление с разнообразием
витаминов, необходимых для
поддержания здоровья.
Формирование первичных ценностных
представлений о
здоровье и здоровом образе жизни.
«Мир вокруг нас»
Обогащать сенсорный опыт детей,
совершенствовать восприятие ими
окружающих предметов с опорой на
разные органы чувств; привлекать к
обследованию предметов, выделению их
качественных особенностей,
установлению связи между качествами
предмета и его назначением.
«Зимнее настроение»
Особенности цвета и других свойств
снега; отпечатки на снегу,
экспериментирование со снегом
Установление связей между погодными
явлениями и выбором подходящей
одежды и обуви.
«Папин праздник»
Традиции праздника и поздравлений
мужчин, образ мужчины-защитника;
ознакомление с именами отцов детей
группы, их делами и обязанностями
дома; особенностями внешнего вида,
некоторыми типично мужскими
занятиями, инструментами.
«Народные игры» Формировать
потребности в духовно-нравственных и
культурных ценностях.
Привлекать детей к активному участию
в бурятских национальных и русских
народных играх.
«Поздравляем мам»
Традиции праздника и поздравления
мам, бабушек, сестер; ознакомление с
именами мам, образом женщины,
женскими домашними делами и
заботами.
Воспитание уважения и любви к маме,
желания оберегать ее. Ознакомление с
женскими профессиями.

26

Зимние малые олимпийские
игры

Презентация и защита
семейных моделей «Техника
будущего».
Развлечение «Чемодан
игрушек».

Выставка рисунков
«Зимушка хрустальная»

Спортивное развлечение
«Юные защитники
Отечества»

Проведение различных
встреч, народных игр,
конкурсов и посиделок

Утренник «Поздравление
для милой мамочки!»

«Книжкина неделя»
Уточнение и расширение представлений
о книгах:
разные по внешнему виду;
формирование интереса к
рассматриванию, слушанию книг;
детские предпочтения и опыт.
Формирование понятий о том, как
произошла книга.
«Добрые волшебники»
Формировать у детей представления о
нравственных нормах отношений с
окружающими; развивать дружеские,
доброжелательные отношения в
коллективе, коммуникативные навыки;
закреплять вежливые слова,
воспитывать культуру общения,
чуткость, отзывчивость, сопереживание.
«Мир чувств и эмоций»
Способствовать развитию чувства
юмора, умение различать злую шутку от
доброй, воспитывать доброжелательное
отношение к окружающим, формировать
понятие о том, что положительный
эмоциональный
настрой способствует хорошему
здоровью
«Скворцы прилетели – на крыльях
весну принесли»
Сезонные изменения в природе,
название месяца, проявление весны,
пробуждение природы. Рассматривание
веток деревьев, подготовка к весне
некоторых растений. Посильная помощь
в трудовых процессах.

Экскурсия в библиотеку

10.04 –
14.04

«Путешествие в космос»
Знакомство с планетой Земля, способами
заботы людей о своей планете.
Рассматривание картинок о полете в
космос животных и человека.

Создание выставки
«Все о космосе»
Развлечение «Космическое
путешествие»

17.0421.04

«Юные исследователи»
Формирование познавательного
интереса через экспериментирование.
Создать условия для систематизации
знания детей о свойствах материалов, из
которых изготовлены различные
предметы. Обеспечить развитие умения
классифицировать предметы по цвету,

Создание альбома «Мои
эксперименты»Экологическ
ий конкурс поделок на тему
«День Земли»
Квест – игра «Земля – наш
общий дом»

13.0317.03

20.03 –
24.03

27.03 –
31.03

апрель

03.04 –
07.04

27

Фотовыставка «Как я
помогаю»

Проведение цирка с
участием детей всех
возрастных групп.
Праздник
«Праздник – проказник».

Вернисаж
« Весна стучится в окна»

24.04 28.04

03.05 05.05

форме, материалу, назначению.
Способствовать развитию
любознательности.
«Я в обществе»
Активизировать мыслительную
аналитическую деятельность ребенка –
самопознание собственной личности.
Учить осознавать собственную
значимость среди людей; уметь видеть
сходство и различии людей, отличие
человека от животного. Формировать
представления детей о себе как о
человеке, о разных ступенях развития
человека.
«День победы»
Ознакомление с традициями
празднования Дня Победы в России, с
памятниками, посвященными героям
войны в городе.

Утренник посвященный
Дню Победы

«Следопыты»
Развивать стремление детей к
наблюдению, сравнению, обследованию;
создавать условия для обогащения
чувственного опыта; стимулировать
познавательную активность детей,
развивать все виды восприятия.
15. 05 -19. «Идем в театр»
05
Ознакомление с профессиями театра,
музыкальными инструментами, видами
театров; учить исполнять роли разных
персонажей

Праздник, посвященный
Всемирному дню охраны
окружающей среды –
«Экология и мы».
Развлечение «Путешествие
Капельки».

22. 05 -26. «Уроки безопасности»
05
Помочь детям овладеть элементарными
правилами безопасного поведения дома,
на улице, в общественных местах, в том
числе в экстремальных ситуациях. Дать
детям понятие об опасных предметах.
Запомнить, как и в каких случаях
звонить в службу спасения, обучить
правилам поведения в случае пожара.
29. 05 –
«Живое вокруг нас: весенние цветы»
02.06
Рассматривание разных видов цветов,
первоцветов; представления о
структурных частях; разнообразие
цветов и оттенков, формы лепестков,
запаха и характера поверхности.
Представления о растениях как живых
существах, потребностях, бережное
отношение к ним.

Викторина
«Уроки безопасности»

10.05-12.
05

май

Фотовыставка
« Я – человек»

28

Театрализованные
постановки групп всех
возрастов

Выпускной бал

3.3.2. Календарь развлечений и праздников в средней группе .
№

План развлечений на 2022-2023г.

Сроки выполнения

Праздники
1
2
3
4
5

Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Июнь

«Новый год»
«День защитника Отечества».
«8 Марта»
«Весна»
«Лето»

Тематические праздники и развлечения.
1
2
3
4
5
6

Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Апрель
Июнь

«Приметы осени»
«Русская сказка»
«Зимушка-зима»
«Весна пришла»
«Город, в котором ты живешь»
«Наступило лето»
Спортивные развлечения

1
2
3

Сентябрь
Декабрь
Май

«Спорт—это сила и здоровье»
«Веселые ритмы»
«Здоровье дарит Айболит»

3.4.

Особенности организации образовательного пространства в группе.

Насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда становится основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью
использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Предметно-пространственная
среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микро пространств, для того чтобы
избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и
игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия
для общения со сверстниками.
Центры активности:
- «Уголок познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности
детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты
и эксперименты);

29

- «Уголок творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские
и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и
изобразительная деятельность);
- «Игровой уголок для девочек и мальчиков», обеспечивающий организацию самостоятельных
сюжетно-ролевых игр;
- «Книжный уголок», обеспечивающий литературное развитие дошкольников, где представлены
не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей,
обучающие книги и рабочие тетради.
- «Спортивный уголок», обеспечивающей
здоровьесберегающую деятельность детей.

двигательную

активность

и

организацию

- «Сенсорный уголок» подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью
различных органов чувств. Среди дидактических игр, прежде всего, игры на сравнение предметов
по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции, игры на счет.
Созданная в средней группе развивающая предметно-пространственная среда является
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной и обеспечивает:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых;
- возможность двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- учет национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей;
- соблюдение требований нормативно-правовых документов.
РППС в группе строилась в соответствии с рекомендациями программы «Детство» (Детство:
Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.П. Бабаева, А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство
РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 - 321 с.)
Пространство группового помещения организовано в виде хорошо разграниченных развивающих
центров с учетом принципа комплексирования и свободного зонирования.

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».