Программа воспитания МБДОУ дс №15

СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи воспитания
1.3.Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
1.4.Виды, формы и содержание деятельности
1.5.Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1.Модуль «Гражданин и патриот»
2.2.Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
2.3.Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и
народные традиции»
2.4.Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности
образовательной организации»
2.5.Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами
воспитания
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.3. Календарный план воспитательной работы

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Программа воспитания МБДОУ детский сад №15 «Радуга» г.Улан-Удэ
общеразвивающего вида (далее – Программа, Программа воспитания)
разработана на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом
Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа

по

воспитанию,

формированию

и

развитию

личности

обучающихся в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО)
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных
целей начального общего образования (далее – НОО).
ДОУ

руководствуется

определением

понятия

«образовательная

программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик
образования

(объем,

содержание,

планируемые

результаты)

и

организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических

материалов,

а

также

в

предусмотренных

настоящим

Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа

воспитания

является

компонентом

основной

образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи
с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой,
содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается

обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности,

создание

условий

для

самоопределения

и

социализации

обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде» .
Данная

программа

основана

на

воплощении

национального

воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать
конституционные и национальные ценности российского общества.
Целевые

ориентиры

следует

рассматривать

как

возрастные

характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с
портретом

выпускника

ценностями.

ДОО

Планируемые

и с

базовыми

результаты

духовно-нравственными

определяют

направления

для

разработчиков рабочей программы воспитания.
С

учетом

особенностей

воспитывается

ребенок

образовательных

отношений

социокультурной

отражено
(далее

–

среды,

в

которой

взаимодействие

участников

ОО)

субъектами

со

всеми

образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно
воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей,
подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти
свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического
направления воспитания.
Реализация программы воспитания основана на взаимодействии с
разными субъектами образовательных отношений.
ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений,
дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой
основной образовательной программы, региональной и муниципальной
специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи,
согласно федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках
образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
Реализация

Программы

воспитания

предполагает

социальное

партнерство с другими организациями.
Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении
организован

на

основе

настоящей

рабочей

программы

воспитания,

сформированной на период 2021 – 2022 учебный год и направлен на развитие
личности,

создание

воспитанников

на

условий
основе

для

самоопределения

социокультурных,

и

социализации

духовно-нравственных

ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в

интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении
базируется на традициях профессионального воспитания:


гуманистический характер воспитания и обучения;



приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья

человека,


свободного развития личности;



воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам

и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье; развитие
национальных

и

региональных

многонационального

культурных

государства;

традиций

демократический

в

условиях

государственно-

общественный характер управления образованием.
1.2.Цель и задачи воспитания
Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и
создание условий для их позитивной социализации на основе базовых
ценностей российского общества через:
1)

формирование ценностного отношения к окружающему миру,

другим людям, себе;
2)

овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а

также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3)

приобретение первичного опыта деятельности и поведения в

соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами,
принятыми в обществе.
Современный

национальный

воспитательный

идеал

—

это

высоконравственный,
принимающий

творческий,

судьбу

Отечества

компетентный
как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в учреждении – личностное развитие воспитанников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально-значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социальнозначимой деятельности).
Данная
обеспечение

цель

ориентирует

соответствия

педагогических

личности

работников

воспитанника

единому

не

на

уровню

воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогических
работников по развитию личности воспитанников и усилий самого
воспитанника по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
- освоение воспитанниками ценностно-нормативного и деятельностно практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной,

гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с
природой, с искусством и т.д.;
- вовлечение воспитанника в процессы самопознания, самопонимания,
содействие воспитанникам в соотнесении представлений о собственных
возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями
окружающих людей, общества, государства;
-

помощь

индивидуальных

в

личностном

образовательных

самоопределении,
траекторий

и

проектировании
образа

будущей

профессиональной деятельности, поддержка деятельности воспитанника по
саморазвитию;
-

овладение

воспитанниками

социальными,

регулятивными

и

коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную
успешность в общении с окружающими, результативность в социальных
практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и
младшими.
1.3. Методологические основы и принципы построения
Программы воспитания
Методологической
антропологический,

основой

Программы

культурно-исторический

и

воспитания

являются

практичные

подходы.

Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания,
заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими

ориентирами

воспитания

также

выступают

следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного
субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовнонравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о
сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация
(обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности».

Программа

воспитания

руководствуется

принципами

ДОУ,

определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие
принципы:
и

принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав

свобод

личности,

взаимоуважения,

свободного

трудолюбия,

развития

личности;

воспитание

гражданственности,

патриотизма,

ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования;
-

принцип ценностного единства и совместности. Единство

ценностей

и

смыслов

воспитания,

разделяемых

всеми

участниками

образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение;
-

принцип

общего

культурного

образования.

Воспитание

основывается на культуре и традициях России, включая культурные
особенности региона;
-

принцип следования нравственному примеру. Пример как метод

воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных

отношений,

продемонстрировать

ребенку

реальную

возможность следования идеалу в жизни;
-

принципы

безопасной

жизнедеятельности.

Защищенность

важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание
через призму безопасности и безопасного поведения;
-

принцип

совместной

деятельности

ребенка

и

взрослого.

Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения;

-

принцип

инклюзивности.

Организация

образовательного

процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные

принципы

реализуются

в

укладе

ОО,

включающем

воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную
деятельность и события.
1.4.Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ
1) становление личности в духе патриотизма и гражданственности;
2) социализация и духовно-нравственное развитие личности;
3) бережное отношение к живой природе, культурному наследию и
народным традициям;
4) воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы
воплощается в календарном плане воспитательной работы (Приложение 1),
утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе направлений
воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программе
воспитания.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в
виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов
ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности
закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не

получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной
работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной

программы

дошкольного

образования

не

подлежат

непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей».
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье,
Патриотическое
близким, окружающему миру
Человек, семья,
Способный понять и принять, что такое
Социальное
дружба,
«хорошо»
сотрудничество
и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие,
доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении. Способный
общаться с другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств общения.
Знание
Проявляющий интерес к окружающему миру
Познавательное
и активность в поведении и деятельности.
Здоровье
Выполняющий действия по самообслуживанию:
Физическое
моет руки, самостоятельно ест, ложится спать
и оздоровительное
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий
интерес
к
физической
активности.
Соблюдающий
элементарные
правила
безопасности в быту, в ОО, на природе.
Труд
Поддерживающий
элементарный
порядок
Трудовое
в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных

Этико-эстетическое

Культура и
красота

действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в самообслуживании,
в
быту,
в
игре,
в продуктивных видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

Трудовое

Ценности
Родина,
природа

Показатели

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и
сотрудничество общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию и заботе, к нравственному поступку,
проявляющий
задатки
чувства
долга:
ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия между
людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
на основе общих интересов и дел.
Знания
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом, проявляющий активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных
видах
деятельности
и
в
самообслуживании, обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей российского общества.
Здоровье
Владеющий основными навыками личной
и
общественной
гигиены,
стремящийся
соблюдать правила безопасного поведения в
быту, социуме (в том числе в цифровой среде),
природе.
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности, проявляющий

трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный
воспринимать
и
чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве,
стремящийся
к
отображению
прекрасного в продуктивных видах деятельности,
обладающий
зачатками
художественноэстетического вкуса.

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Целевые ориентиры
ФГОС ДО

Портрет выпускника

Ребенок
может
следовать
социальным нормам
поведения
и
правилам в разных
видах деятельности,
во
взаимоотношениях
со взрослыми и
сверстниками.
Ребенок
может
соблюдать правила
безопасного
поведения и личной
гигиены

Думающий
и
анализирующий
Ребенок
учится
применять
инициативу
в
применении своих
мыслительных
навыков, проявляя
при этом творчество
и
критическое
мышление.
Способен
решать
сложные проблемы
адекватные возрасту
и
принимать
обдуманные
решения.
Ребенок
способен
внимательно
обдумывать
свой
опыт
познания,
оценивать
свои
сильные и слабые
стороны с помощью
взрослых, которые
поддерживают его
успешность
в
определенных видах
деятельности.
Ребенок
обладает Объективные
и
установкой
непредвзятый

Предпосылки
учебной
деятельности
Ребенок стремится к
выполнению
социальных норм и
правил безопасного
и здорового образа
жизни. У ребенка
сформированы
основы
саморегуляции:
- способность и
стремление
к
принятию
общих
целей и условий
жизнедеятельности;
стремление
действовать
согласованно,
проявление живого
интереса к процессу
деятельности и ее
результату;
проявление
терпения,
настойчивости при
достижении целей;
способность
планировать
свою
деятельность
в
сотрудничестве со
взрослым в форме
саморегуляции
и

Приобретенный
опыт
Ребенок стремиться
к
выполнению
социальных норм и
правил безопасности
и здорового образа
жизни

Ребенок:
- любит свою семью,

положительного
отношения к миру, к
разным видам труда,
другим людям и
самому
себе,
обладает чувством
собственного
достоинства

Ребенок понимает и
ценит национальную
культуру и гордится
традициями
своей
семьи
и
своего
народа.
Открыт для мнений,
ценностей
и
традиций
других
людей (из других
социальных групп,
национальных
сообществ).
Привычен к поиску
разнообразных точек
зрения
и
с
готовностью
использует
этот
опыт для личного
развития.

распределять
обязанности
в
коллективной
деятельности;
способность
оценивать результат
собственной
деятельности
и
готовность
к
корректировать
свою деятельность;
- способность к
планированию
и
взаимоконтролю в
совместной игровой
деятельности

принимает
ее
ценности;
- проявляет интерес
к истории своей
страны, своего края,
своего народа и его
традициям;
- имеет позитивное
восприятие,
проявляет оптимизм;
относится
положительно к себе
и
ближайшему
окружению,
проявляет заботу и
внимание к другим
людям;
принимает
адекватную
полу
гендерную роль и
проявляет
готовность к ее
выполнению.
Ребенок способен к
непредвзятости:
ценит собственную
культуру и историю,
также уважительно
относится
к
ценностям
и
традициям
других
народов и культур

2. Содержательный раздел
2.1. Модуль «Гражданин и патриот»
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического
направления

воспитания.

Патриотизм

–

это воспитание

в

ребенке

нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России,
своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский

патриотизм),

ответственности,

трудолюбия;

ощущения

принадлежности к своему народу.
Цель модуля: развитие личности ребенка на основе формирования
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма
как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого
бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных
традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой
самого

понятия

«патриотизм»

и

определяется

через

следующие

взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России,
своего

края,

духовных

и

культурных

традиций

и

достижений

многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине –
России, уважением к своему народу, народу России в целом;
-

регуляторно-волевой,

обеспечивающий

укоренение

знаний

в

духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе
понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1)

формирование любви к родному краю, родной природе, родному

языку, культурному наследию своего народа;

воспитание

2)

любви,

уважения

к

своим

национальным

особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего
народа;
воспитание уважительного отношения к гражданам России в

3)

целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех
народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям
вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание любви к родной природе, природе своего края,

4)

России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного
отношения к природе.
При

реализации

указанных

задач

воспитатель

ДОО

должен

сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями

-

России и своего народа;
организации коллективных творческих проектов, направленных

-

на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
формировании правильного и безопасного поведения в природе,

-

осознанного

отношения

к

растениям,

животным,

к

последствиям

хозяйственной деятельности человека.
2.2.Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и
его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки,

действовать

в

интересах

семьи,

группы.

Формирование

правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному

окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является
формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых,
появление к моменту подготовки к школе положительной установки к
обучению в школе как важному шагу взросления.
Цель модуля: создание условий для самоопределения и социализации
воспитанников

на

основе

социокультурных,

духовно-нравственных

ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование уважения
к старшему поколению.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника
заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому
человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в
обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1)

Формирование у ребенка представлений о добре и зле,

позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в
семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами
сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на
материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ
поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2)

Формирование

навыков,

необходимых

для

полноценного

существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности,
заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения
соблюдать правила.
3)

Развитие способности поставить себя на место другого как

проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить
свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
-

организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т.

п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
-

воспитывать у детей навыки поведения в обществе;

-

учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в

продуктивных видах деятельности;
-

учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других

людей;
-

организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

-

создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.3. Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное
наследие и народные традиции»

Цель модуля: формирование у ребенка чувства бережного отношения к
живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям
многонационального народа России.
Задачи модуля:
- формирование готовности и способности к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
- развитие экологической культуры, бережного отношения к родной
земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных
ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования,
нетерпимого

отношения

к

действиям,

приносящим

вред

экологии;

приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- формирование способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности на
основе

нравственных

образования,

установок

самовоспитания

и

и

моральных

универсальной

норм,

непрерывного

духовно-нравственной

компетенции – «становиться лучше»;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также на признании различных форм общественного сознания,
предполагающего осознание своего места в поликультурном мире;
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения
культурного наследия и традиций многонационального народа России.
2.4. Модуль «Социальное партнерство в воспитательной
деятельности образовательной организации»
Цель модуля: усиление взаимодействия воспитательных структур
образовательной организации с организациями, созданными по инициативе
обучающихся, с общественными движениями, органами власти и другими
образовательными организациями.
Задачи модуля:
-

расширение

пространства

социального

партнерства,

развитие

различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной
деятельности;
- поддержка в образовательной организации инициатив общественных
молодежных организаций и объединений в области воспитания обучающейся
молодежи;
- распространение опыта и совместное проведение конференций,
семинаров и других учебно-воспитательных мероприятий;
- развитие сотрудничества с социальными партнёрами с целью
повышения

психолого-педагогического

мастерства,

уровня

культуры

педагогических работников и руководителей воспитательных структур
образовательной организации;
формирование

-

организации

корпоративной

(принадлежности

к

культуры

образовательной

единому коллективу,

формирование

традиций, корпоративной этики);
-

создание

в

образовательной

организации

музеев,

историко-

патриотических клубов, литературно-творческих объединений, научных
обществ с привлечением ветеранов труда, деятелей науки, культуры и
искусства;
- создание ассоциации выпускников образовательной организации,
имиджа

образовательной

организации,

продвижение

образовательной

организации на уровне города, региона.
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое
внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету
темпа развития и деятельности каждого ребенка,

его собственных

предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной
деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети
представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми
сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям,
занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании
самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно
так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей
их взаимодействия и деятельности.
- Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе
различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут
специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи.
Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится

материал, продумывается место и время их создания (организации). Иначе
говоря, это «прямые» образовательные ситуации (например, ситуации
которые раньше организовывались как занятия). Основная цель и задача
педагога в таких ситуациях – воспитательная: вовлечение воспитанника в
процессы самопознания, самопонимания, содействие воспитанникам в
соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества,
государства.
Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях,
которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов,
свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких
ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение
гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми.
Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения
других воспитательных задач.
Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время
для решения других воспитательных задач являются «косвенными».
Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер
диалога

и

активного

сотрудничества.

Для

образовательной

работы

воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций
взаимодействия и общения с детьми. Это могут быть:
- свободная игра детей
- ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с
несколькими)
По видам детской активности:
Виды детской активности
Двигательная

Формы
и
средства
реализации
Программы
воспитания
-утренняя и бодрящая гимнастика
- физкультминутки
- динамические паузы
- игры и упражнения с речевым сопровождением
(стихи, песенки, потешки, считалки и др.)
- игры и упражнения под музыку

Игровая

Продуктивная

Коммуникативная

- подвижные дидактические игры
- подвижные игры с правилами
- игры с элементами спорта
- соревнования (эстафеты)
- досуги
- сюжетные, игровые, тематические, комплексные,
тренировочные,
контрольно-диагностические
(«занятия») формы непосредственно образовательной
деятельности.
- дидактические игры
- интеллектуально развивающие
- дидактические с элементами движения
- сюжетно-ролевые
- подвижные
- игры с элементами спорта
- народные игры
- музыкальные
- хороводные
- театрализованные
- режиссерские
- игры-драматизации
- игра-фантазия
- строительно-конструктивные
- игры на развитие коммуникации и др.
- рисование
- лепка
- аппликация
- художественный труд
- проектная деятельность
- творческие задания
- изготовление (предметов для игр, познавательноисследовательской деятельности, украшений к
праздникам, сувениров и др.)
- создание макетов, коллекций и их оформление и
др.
- Моделирование ситуаций
- беседы (диалоги)
- рассказ с дальнейшим обсуждением
- разучивание стихов, потешек и др.
- чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением
- создание ситуаций (проблемных, морального
выбора и др.)
- ситуативный разговор
- Тренинги
- интервьюирование
- рассказывание (составление рассказов, сочинение
сказок и др.)
- сочинение и отгадывание загадок
- проектная деятельность
- коммуникативные игры
- свободное общение по теме
- игры с речевым сопровождением

- игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и
др.)
- инсценирование и драматизация и др.
- правила компромиссного общения и взаимодействия
Трудовая
- ручной труд
- дежурство
- поручение
- задание
- совместная трудовая деятельность и др.
Познавательно - исследовательская - игровое моделирование ситуаций
- наблюдения с обсуждением
- рассказ с дальнейшим обсуждением
- экскурсии с дальнейшим обсуждением
- рассматривание с дальнейшим обсуждением
- решение проблемных ситуаций
- экспериментирование
- коллекционирование
- моделирование
- конструирование
- проектная деятельность
игры
(дидактические,
интеллектуальноразвивающие и др.) и др.
- информационно-компьютерные средства
- логические рассуждения
- актуализация опыта детей
- выявление причинно-следственных связей
- обследование предметов
Музыкально - художественная
- слушание с дальнейшим обсуждением
- исполнение (пение, игра на музыкальных
инструментах)
- инсценирование и драматизация
- музыкально-ритмические упражнения
- экспериментирование со звуками
- подвижные игры с музыкальным сопровождением
- музыкально-дидактические игры
- беседы и др.
- досуги
Чтение
художественной - чтение с обсуждением
литературы
- рассказ
- беседа
- ситуативный разговор
- викторины по прочитанным произведениям
- рассматривание иллюстраций и др.
- инсценирование и драматизация
- разучивание
- чтение с последующими играми (театрализованная,
игра-фантазия, сюжетно-ролевая, режиссерская и др.)
и др.

Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как
воспитательная и вносить свой вклад в воспитание ребенка. Важно при этом

осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и
общению с детьми.
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов
культурных практик.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы
самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с
содержанием его бытия и события с другими людьми
Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов
и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных
потребностей и интересов.
В ДОУ применяются следующие виды культурных практик:
- Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со
взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры,
двигательные, режиссерская игра и др.)
Исследовательские

-

(наблюдение,

моделирование,

экспериментирование, проектная деятельность и др.)
- Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.)
Творческие

-

мастерские

(художественное

конструирование,

творческая продуктивная деятельность детей)
- Музыкально-театральные гостиные
- Детский досуг
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение
является

единственным

общественным

институтом,

регулярно

и

неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность
оказывать на нее определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребенка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психологопедагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии
индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1) Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2) Приобщение родителей к участию жизни ДОУ;
3) Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и
обучении детей;
4) Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатом работы ДОУ на общих
родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в
жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной
на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых
мероприятий, работы родительского комитета;
-

целенаправленную

работу,

пропагандирующую

дошкольное воспитание в его разных формах;

общественное

- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития
ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах,
консультациях и открытых занятиях.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского
развития в ДОО решается в четырех направлениях:
- работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
(законными представителями);
-

повышение

педагогической

культуры

родителей

(законных

представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность
ДОО, совместная работа по обмену опытом;
- участие в управлении образовательной организации.
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит
сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей
принадлежит педагогу.
Основные направления взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.
- Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого
воспитанника.
- Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных
возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с
учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят
свой вклад в организацию образовательного процесса.
Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой
библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из
детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый
для общения их друг с другом.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в
группах

предполагает

Выставки

детских

сотрудничество
работ

с

родителями

являются

воспитанников.

интереснейшей

формой

информированности родителей о возможностях их детей, но при условии,
если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям,
только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи
взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям
воспитателя.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения
их

педагогической

культуры.

Содержанием

этой

работы

является

ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных
областей.

Особо

психического

важная

здоровья

задача

детей.

В

—

формирование

работе

с

физического

семьей

и

используются

разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и
конференции.
Родительские собрания проводятся четыре раза в год. Каждое
родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской
деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и
умелыми могут быть их дети.
Организация

уголка

для

родителей.

В

родительском

уголке

помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы
на

вопросы

родителей

или

варианты

ответов

на

вопросы

детей,

раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.
Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании
своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и
ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.
Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок
совместных работ детей и родителей. Ежемесячные посиделки с родителями.
Ничто так не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со
своим делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание

рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки
и т.д.
С младшей группы родители — активные участники любого детского
праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие их на
празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят подарки
для всех детей: показ театра, исполнение музыкальных или поэтических
произведений и др.
Родители

участвуют

в

подготовке

и

проведении

конкурсов,

соревнований, выставок, праздников, досугов; выпускают газеты, журналы;
участвуют в конференциях с докладами, пишут статьи из опыта воспитания
ребенка в семье.
Доброжелательность

между

детьми

—

это

всегда

следствие

взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний: «Первый
раз в детский сад», «Наши дети уже выросли», «Малыш уже творит» особое
значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы
(чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый
родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное, им
демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным продуктам
их детской деятельности. Так, например, в день занятия продуктивной
деятельностью работы детей родителям не показываются. Ведь причины
неудач малышей разные (младше возраст, отстает физически от ровесников,
имеет особенности в развитии, отсутствовал в период обучения, отдыхая с
родителями, и т.п.). После занятия воспитатель с каждым малышом проводит
беседу, подводит к самооценке продукта и вызывает желание сделать новый
вариант. И только, когда все участники достигнут программного успеха,
работы выставляются для родителей. При этом все варианты подготовки
тоже прикрепляются к итоговому продукту. Так родители видят, как
воспитатель содействовал их ребенку в овладении данной деятельностью, он
открывает, что его малыш — молодец. Уходит почва для конкуренции или
огорчений от неудач малыша. Усиливается чувство любви в семье. Ребенок

развивается от успеха к успеху и именно тогда, когда его любят и в него
верят.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является
наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение
наглядных

средств

в

целях

ознакомления

родителей

с

задачами,

содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической
помощи семье:
- уголок для родителей (содержит материалы информационного
характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного
характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском
саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические
выставки по определенному разделу программы);
- информационные листки (объявления о собраниях, событиях,
экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и
т.д.);
- папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и
другие.
Помимо традиционных форм

работы ДОУ

и семьи,

используются инновационные формы и методы работы:
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- соц.обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации музыкального руководителя;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;

активно

- день открытых дверей;
- сайт ДОУ.
Преимущества

новой

системы

взаимодействия

ДОУ

с семьей

неоспоримы:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей
на совместную работу по воспитанию детей;
- Это учет индивидуальности ребенка;
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в
дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка;
- Это укрепление внутрисемейных связей;
- Это возможность реализации единой программы воспитания и
развития ребенка в ДОУ и семье;
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный
подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается
избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с
семьей.
- Воспитатели должны ближе общаться со всеми родителями, а не
только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по
вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия
взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали
партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,
предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.
Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно
влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше

вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где
видят интерес.
Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю,
так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный
подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ,
положительная оценка его деятельности.
Планируемый результат
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ
всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак
не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручатся
пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в
самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется
это взаимодействие.
Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживает
контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и
учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению
эффективности педагогического процесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в
дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя
ответственность за воспитание ребенка.
Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного
общения, нахождение общих интересов и занятий.
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития
ребенка в ДОО и семье.
Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что
было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный

подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать
тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников ДОО даст положительные результаты: поменяется характер
взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся
активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками
воспитателей.
Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их
вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в
воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет
воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного
ребенка.

3. Организационный раздел
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами
воспитания
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
-

Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020);

-

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-

Федеральный

дошкольного

государственный

образования,

образовательный

утвержденный

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155;
-

Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
-

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
период

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
до

2025

года,

утвержденная

распоряжением

Правительства

Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р»;
-

Методические

рекомендации

«О

разработке

программы

воспитания», Москва, 2020г.;
-

Основная общеобразовательная программа – образовательная

программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 15;
-

локальные акты ДОО.

Методические пособия
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7
лет).
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет.
Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День
Победы».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в
произведениях художников»; «Защитники Отечества».
Серия

«Расскажите

детям

о...»:

«Расскажите

детям

о

достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском
Кремле»;
«Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года».
Куцкова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с
детьми 3–7 лет.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7
лет).
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного
движения (3–7 лет).
Николаева С.Н. «Юный эколог»
Князева О.Л, Стеркина Р.Б. «Я-ТЫ-МЫ»
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста.
Стеркина Р.Б.. Основы безопасности детей дошкольного возраста
Бордачева И. Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления
родительского уголка в ДОУ.
Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.
Белая

К.Ю.,

Кондрыкинская

Л.А.

Патриотическое

воспитание.

(Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002
Ознакомление с природой через движение / М.А. Рунова, А.В.
Бутилова. – М.:Мозаика-синтез, 2006 «Здоровье» В.Г. Алямовская (LINKA
PRESS, 1993 г.)
Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.:
Мозаикасинтез, 2006

Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. –
М.: ОлмаПресс, 2000
Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой.
Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press,
1993
Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997
Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в
условиях детского сада / Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999
Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под
ред. Т.С.Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006
Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение,
2002
Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. –
М.: Линкапресс, 2000
Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды
спорта»; «Распорядок дня».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах
спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об
олимпийских чемпионах».
Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта».
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.
Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три
поросенка».
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Ознакомление с предметным окружением
и социальным миром
Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»;
Методический комплект литературы по программе «Детство»
«Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»;
«Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»;

«Офисная

техника

и

оборудование»;

«Посуда»;

«Школьные

принадлежности».
Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой
дом»; «Профессии».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых
приборах»;
«Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»;
«Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о
транспорте»,
«Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о
хлебе».
Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние
птицы»;
«Животные Африки»; «Животные средней полосы»;
«Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с
котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»;
«Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»;
«Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские
обитатели»;
«Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»;
«Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды
лесные»; «Ягоды садовые».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»;
«Лето»;
«Осень»; «Родная природа».
Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»;
«Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»;

«Музыкальные инструменты»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская
народная игрушка»; «Хохлома».
Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»;
«Изделия.
Полхов

Майдан»;

«Орнаменты.

Филимоновская

свистулька»;

«Хохлома. Изделия»;
«Хохлома. Орнаменты».
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных
инструментах»,
«Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»,
«Расскажите детям о Московском Кремле».
Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая
роспись»;
«Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»;
«Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного
листа»;
«Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская
роспись».
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.
Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях).
Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и
скульптуре. – М. МИПКРО, 2001
Ладушки / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день.
Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор,1999
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и
методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 –

3.2.Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий.
Традиции в нашем детском саду направлены, прежде всего, на
сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Традиции помогают
ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности
сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать
способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей
увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения,
коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Ежедневные традиции: воспитатель лично встречает родителей и
каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что
они пришли.
Можно сказать, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. С
приходом последнего ребенка воспитатель приветствует всех детей.
Выражает радость по поводу того, что все дети собрались вместе. Желает им
весело и интересно провести время. Обсуждает содержание их совместной
деятельности на текущий день. В процессе обсуждения учитывает пожелания
и предложения детей. В конце дня все вместе кратко подводят итог
прожитого дня. Обращает внимание на детские работы, выполненные в
процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждая детей к
дальнейшему совершенствованию этих работ.
Затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе
что – либо хорошее.
Еженедельные традиции: по понедельникам утренние часы проходят
под девизом: «Утро радостных встреч». Воспитатель выражает радость по
поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о
чем – то новом, интересном. Затем выслушивает всех детей, желающих
поделиться своими впечатлениями. Воспитатель рассказывает, что нового и
интересного ожидает детей на этой неделе. В конце разговора всех ждет
сюрприз (сценка из кукольного театра, новая игрушка, интересная книга,

раздача детям небольших сувениров). В дальнейшем сюрпризы могут быть
подготовлены самими детьми.
По средам во второй половине дня полдник или ужин проводится под
девизом: «Сладкий вечер». Воспитатель ставит столы так, чтобы получился
один

общий стол,

и приглашает

желающих заняться

праздничной

сервировкой. Украшают и красиво раскладывают все те блюда, которые
подготовили. После того как столы накрыты, воспитатель приглашает занять
свои места, и «Сладкий вечер» начинается. Желает им приятного аппетита.
Воспитатель и младший воспитатель, общаясь друг с другом и ненарочито
комментируя свои действия, демонстрируют детям образцы этикета.
Воспитатель поощряет общение между детьми, поддерживает начатую
кем – то беседу, развивает затронутую в ней тему. Разговор взрослых может
незаметно перейти в игру. Взрослые должны составить детям компанию в их
развлечениях.
Ежемесячные традиции: «День именинника», театральное развлечение.
Ежегодные традиции: «Новоселье» - группу к этому событию
украшают. Взрослые поздравляют детей с новосельем и желают им здоровья,
радости, светлых и радостных дней. Обыгрывают появление в группе
телевизора, часов и других предметов, которые необходимы детям.
Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, в
зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и
интересов детей, и по необходимости, сокращено и дополнено другими
событиями.
Часть

праздников

заменена

другими

социально

и

личностно

значимыми для участников образовательных отношений событиями; период
подготовки к каждому празднику определяется педагогами, в соответствии с
тематикой праздника, возрастными и индивидуальными особенностями,
потребностями и интересами детей.
Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные:

• явлениям нравственной жизни ребёнка: «Именины» (поквартально
дни рождения детей, «Новоселье в группе», «День рождение Детского сада»;
• окружающей природе: акция «Покормим птиц», «Осень», «Весенняя
капель» «День птиц»;
• миру искусства и литературы «День книги», «День театра»;
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным
событиям: «Новый год», «День матери», «День семьи», «8 марта»;
• наиболее важным профессиям: «День воспитателя и всех работников
детского сада»
• религиозные и традиционные праздники: «Сагаалган», «Пасха»,
«Масленица», «Рождество»
• патриотические праздники – «9 мая», «День России», «День
народного единства», «День защитника Отечества»
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать
федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.

ППС должна отражать ценности, на которых строится программа
воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и
организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится
организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также
отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов
семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.)
Результаты

труда

ребенка

могут

быть

отражены

и

сохранены

в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.
Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически
привлекательной.
При

выборе

материалов

ориентироваться

на

продукцию

производителей.

Игрушки,

соответствовать

возрастным

и

игрушек

для

отечественных

материалы
задачам

и

ППС
и

необходимо

территориальных

оборудование

воспитания

детей

должны

дошкольного

возраста.
3.4. Календарный план воспитательной работы
На основе рабочей программы воспитания ДОО составляет примерный
календарный план воспитательной работы.
Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых
ценностей по следующим этапам:

 погружение - знакомство, которое реализуется в различных формах
(чтение, просмотр, экскурсии и пр.);
 разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются
творческие продукты;
 организация события, которое формирует ценности.
Данная

последовательность

необходимости

может

повторяться

является
в

циклом,

расширенном,

который

при

углубленном

и

соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может
начинаться с яркого события, после которого будет развертываться
погружение

и

приобщение

к

культурному

содержанию

на основе ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач
могут быть интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и
алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в
каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую
диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе
педагогической

диагностики

находится

понимание

ребенком

смысла

конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Месяц
Сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.

Тема ситуации недели
«До свидание, лето – здравствуй, детский сад»
(30.08 - 03.09)
«Город в котором я живу»
(06.09 – 10.09)
«Красный, желтый и зеленый»
(13.09 – 17.09)
«Лес как экосистема»
(20.09 – 24.09)
«Мой любимый детский сад и мои друзья»
(27.09 – 01.10)

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.
«Краски осени»
(04.10-08.10)
2.
«Дары осени»
(11.10-15.10)
3.
«Моя семья»
(18.10- 22.10)
4.
«Перелетные птицы нашего края»
(25.10- 29.10)
1.
«День народного единства»
(01.11- 04.11)
2.
«Мир игры» (08.11-12.11)
3.
«День рождения Деда Мороза»
(15.11- 19.11)
4.
«Дикие животные родного края»
(22.11- 26.11)
1.
«Зима и зимние приметы»
(29.11- 03.12)
2.
«Зимние забавы» (06.12-10.12)
3.
«Огонь друг огонь враг»
(13.12- 17.12)
4-5. «К нам приходит новый год»
(20.12- 30.12)
1.
«Рождественское чудо»
(10.01.-14.01)
2.
«Мой дом мебель, посуда»
(17.01-21.01)
3.
«Красная книга Бурятии» (24.01-28.01)
1.
«Сагаалган»
(31.01-04.02)
2.
«Мир профессий» (07.02-11.02)
3.
«Мир технических чудес» (14.02-18.02)
4.
«Защитники Отечества» (21.02-25.02)
1.
«Домашние питомцы» (28.02-04.03)
2.
«Красота в искусстве и в жизни» (07.03-11.03)
3.
«Народные промыслы России» (14.03-18.03)
4.
«Книжкина неделя» (21.03-25.03)
5.
«Юмор в нашей жизни» (28.03-01.04)
1.
«Весна шагает по планете» (04.04-8.04)
2.
«Тайна третьей планеты» (11.04-15.04)
3.
«Земля – наш дом» (25.04-29.04)
4.
«Уроки безопасности» (18.04-22.04)
1.
«День победы» (04.05-06.05)
2.
«Охрана окружающей среды» (11.05-13.05)
3.
«Идём в музей» (16.05-20.05)
4.
«Неделя добра» (23.05-31.05)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».